УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством Морского флота СССР
и Министерством рыбного хозяйства СССР
20 февраля 1990 года*

_______________

* По сообщению Главной государственной морской инспекции от 24 мая 1993 года настоящие правила не подлежат государственной регистрации.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА
плавания и стоянки судов в морских портах
Российской Федерации и на подходах к ним


Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (Общие правила) совместным решением Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по рыболовству от 1 декабря 1992 года введены в действие с 1 июля 1993 года

Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР 1985 года издания на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, с этой даты не применяются.


1. Общие положения

1.1. Настоящие Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (именуемые в дальнейшем - Общие правила) определяют порядок плавания и стоянки судов в пределах морских портов и в зонах действия служб управления движением судов (СУДС*).

_______________

Здесь и далее под морским портом понимаются все морские торговые и рыбные порты, а также морские порты других ведомств - судовладельцев на территории Российской федерации.

* По современной терминологии: СДС - система движения судов.

1.2. Под судами в Общих правилах понимаются отечественные и иностранные военные корабли и невоенные суда, причем под невоенными судами понимаются суда в определении Кодекса торгового мореплавания.

1.3. К иностранным военным кораблям и подводным транспортным средствам Общие правила применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, определяющим порядок их плавания и стоянки в территориальных и внутренних водах Российской Федерации.

1.4. Настоящие Общие правила, действие которых распространяется на все морские порты Российской Федерации, включают общие требования, относящиеся к режиму плавания и стоянки судов на акваториях морских портов и подходах к ним, в каждом морском порту дополняемые обязательными постановлениями по порту, издаваемыми начальником порта и отражающими особенности данного порта и содержащими правила плавания на его акватории и в зоне действия СУДС, а также и местные правила, устанавливаемые компетентными органами в соответствии с действующим законодательством.

1.5. Общие правила и обязательные постановления по порту обязательны для выполнения судоводителями всех судов, находящихся в пределах акватории морского порта и зоны действия СУДС, независимо от флага судна и его ведомственной принадлежности, в том числе и судоводителями военных кораблей.

1.6. Акваторию морского порта (в дальнейшем - порт) составляют отведенные порту в порядке, установленном действующим законодательством, водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта, портовых вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.

1.7. При плавании и стоянке судов на акваториях морских портов и подходах к ним должны соблюдаться Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72), если обязательные постановления по порту и местные правила не содержат иных требований.

1.8. В портах, расположенных на устьевых участках рек, настоящие Общие правила действуют в тех же пределах водной акватории, которые указаны в обязательных постановлениях по порту; граница акватории порта, верхняя по течению реки, является разграничительной линией между зонами действия МППСС-72 и Правил плавания по внутренним водным путям. Особые случаи отклонений от указанного правила должны оформляться двухсторонними соглашениями между соответствующими ведомствами, и извлечения из них в части, того касающейся, должны также приводиться в Обязательных постановлениях по порту.

2. Плавание в зоне действия Общих правил

     

2.1. Правила плавания

2.1.1. При плавании в пределах портовых вод и подходов к ним следует придерживаться установленных путей движения, учитывать особенности расхождения с военными кораблями и морскими дноуглубительными судами и знать отличительные сигналы кораблей, брандвахт и береговых постов, через которые осуществляется оповещение судов о режиме плавания (приведены в Извещениях мореплавателям, выпуск N 1 за текущий год, и в приложениях 1-3 к настоящему изданию).

2.1.2. Если иностранное судно при нахождении в территориальных и внутренних водах Российской Федерации поднимает Государственный флаг Российской Федерации, то он поднимается на правом ноке рея фок-мачты (сигнальной мачты). Другие флаги поднимаются в иных местах по усмотрению капитана.

2.1.3. Если вход в данный район или плавание в нем не закрыты и не будет дано особого сигнала или указания о порядке дальнейшего следования, судно может идти к месту своего назначения, соблюдая при этом правила, объявленные в извещениях мореплавателям и других пособиях для плавания.

2.1.4. Если местными правилами или обязательными постановлениями по порту не предусмотрено иное, то судно, входящее в порт или следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по течению или выходящему из порта. Исключение составляют случаи, когда судно, следующее против течения или входящее в порт:

ограничено в возможности уступить дорогу и несет огни и знаки в соответствии с правилом 27 МППСС-72;

стеснено своей осадкой и несет сигналы в соответствии с правилом 28 МППСС-72.

2.1.5. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, когда одновременное прохождение обоими судами таких мест невозможно или опасно, то судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно дать возможность последнему завершить поворот, держась от него на безопасном расстоянии.

2.1.6. Расходиться с судами, занятыми специальными и дноуглубительными работами в узкостях, до получения от них подтверждения возможности свободного прохода, запрещается.

Примечание. Судно, занятое специальными работами, - это судно, занятое ликвидацией разливов нефти в море, прокладкой или поднятием подводных кабелей, постановкой или снятием навигационных знаков, гидрографическими, подводными или другими специальными работами, за исключением судов, занятых тралением мин.

2.1.7. При приближении к судну, занятому специальными работами, следует заблаговременно договориться с ним на УКВ о возможности прохода мимо него либо заблаговременно уменьшить скорость и в расстоянии не менее 5 кбт от него дать один продолжительный сигнал.

По этому сигналу судно, занятое специальными работами, прекращает их и спускает огни (знаки), которые оно несло в соответствии с правилом 27 (b) МППСС-72. Спуск огней (знаков) означает освобождение прохода.

2.1.8. При расхождении судна с дноуглубительным судном надлежит руководствоваться правилами расхождения судов с морскими дноуглубительными судами (приложение 1).

2.1.9. Производство дноуглубительных работ на каналах и фарватерах при видимости менее 10 кбт запрещается.

2.1.10. Ледокольная проводка судов осуществляется в соответствии с правилами для судов, проводимых ледоколами через лед (приложение 2).

2.1.11. Независимо от установленной обязательными постановлениями по порту предельной скорости, во избежание развития опасного волнения капитан обязан заблаговременно уменьшить скорость судна в случае:

расхождения с буксирными караванами и маломерными судами;

прохода около работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, ошвартованных у причала нефтеналивных судов;

обхода судна, стоящего на якоре или на мели;

прохода мест, где выполняются подводные, гидротехнические и другие специальные работы;

обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала, у борта судна.

2.1.12. Судам на подводных крыльях движение по фарватерам и каналам при видимости 5 кбт и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

2.1.13. Постановка судна на якорь в канале или на фарватере запрещается за исключением случаев, когда:

дальнейшее движение грозит явной опасностью;

судно вынуждено остановиться вследствие технических повреждений;

проход закрыт другими судами.

2.1.14. Капитан судна, вынужденного стать на якорь на фарватере или в канале (или ошвартоваться у причальных свай), обязан немедленно уведомить об этом, используя доступные средства связи, пост (центр) управления движением судов.

В уведомлении указываются наименование судна, время, место и причины постановки судна на якорь (швартовы), а также сведения о том, в какой степени стало затрудненным движение в районе стоянки.

2.1.15. Руководство буксировкой судов в водах порта регламентируется обязательными постановлениями по порту.

2.1.16. До начала буксировки ее руководитель совместно с капитанами судов, участвующих в буксирной операции, согласует порядок ее проведения. Если буксировка будет осуществляться с лоцманским обеспечением, то в согласовании порядка ее проведения участвует и лоцман. Все возникшие вопросы и разногласия разрешаются капитаном порта.

2.1.17. Буксировка запрещается, если мощность двигателей и маневренные качества буксирных судов не обеспечивают надежного управления буксирным караваном (с учетом ветра и течения).

2.1.18. Буксировка лагом судов, груженных легковоспламеняющимися нефтепродуктами наливом, равно как и буксировка одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтепродуктами наливом, не разрешается.

2.1.19. Судно, следующее с акватории завода на ходовые испытания, через акваторию порта проводится буксирами.

2.1.20. Буксировка самоходного судна с ошвартованными у его борта плавучими средствами запрещается.

2.1.21. Буксирное судно освобождается от работ с буксируемым судном только по команде руководителя буксировки.

Буксирный трос может быть отдан без команды с буксируемого судна только в случае непосредственной угрозы опрокидывания буксирующего судна.

2.2. Управление движением судов

2.2.1. На подходах к портам и на портовых акваториях может осуществляться управление движением судов. Управление движением судов осуществляется службами управления движением судов (СУДС), инспекциями государственного надзора* или рейдовой службой старшего морского начальника.

_______________

* Здесь и далее по тексту: "В морских рыбных портах функции инспекции государственного надзора порта возложены на службу капитана порта".


Обслуживание судов производится в следующей очередности:

аварийные суда, суда, следующие для оказания помощи, и суда с тяжелобольным на борту;

корабли и суда ВМФ и пограничных войск;

паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию;

суда-газовозы;

суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией;

суда с опасными грузами;

линейные суда;

прочие суда в соответствии с временем поступления заявок.

2.2.2. Правила плавания в зоне действия СУДС издаются организацией-владельцем СУДС после оформления протокола согласования с заинтересованными организациями.

Правила плавания в зоне действия СУДС должны быть составной частью обязательных постановлений по порту (приводятся в приложении к ним). Если зона действия СУДС включает акватории нескольких портов, то правила плавания включаются в обязательные постановления всех этих портов.

2.2.3. Движение судов в зонах действия СУДС регулируется центрами и постами управления движением судов (УДС) с учетом требований ст.70 Кодекса торгового мореплавания СССР.

2.2.4. Центр (пост) УДС, как правило, осуществляет:

обнаружение судов на подходах к зоне действия центра (поста) УДС, установление связи с судами, получение необходимого перечня данных о каждом судне;

постоянный радиолокационный контроль за движением судов, выдачу указаний судам при осложнении ситуации или нарушении судами правил;

регулирование движения в зоне действия центра (поста) УДС, контроль за соблюдением установленных путей, скоростей и дистанций между судами;

радиолокационный контроль за положением судов на якорных местах;

передачу судам гидрометеоинформации, данных об изменениях в работе средств навигационного оборудования (СНО), навигационно-гидрографической информации (при возникновении необходимости, а также по запросу);

выдачу информации и указаний судам при обнаружении действий или обстоятельств, могущих привести к аварийной ситуации;

радиолокационную проводку судов, при которой лоцман-оператор центра (поста) УДС постоянно информирует проводимое судно о его местоположении в принятой системе координат;

содействие в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами;

содействие аварийно-спасательным, дноуглубительным, буксировочным и другим специальным работам в зоне действия центра (поста) УДС.

2.2.5. Радиолокационная проводка судов может осуществляться по заявке судна при любых условиях видимости.

Для всех портов и каналов, оборудованных береговыми радиолокационными станциями (БРЛС), устанавливается обязательная радиолокационная проводка при видимости 2 мили и менее, если в правилах плавания в зоне действия СУДС не содержится иных требований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»