Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 27 марта 2003 года N 4

     

О реформировании системы оплаты труда
работников бюджетной сферы



Пленум ЦК профсоюза, заслушав сообщения председателя профсоюзов М.Яковлева, министра образования РФ В.М.Филиппова, министра труда и социального развития РФ А.П.Починка, председателя Комитета по образованию и науке А.В.Шишлова, председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ С.Ю.Глазьева, заявляет, что работники образования, как и работники здравоохранения, культуры, настаивают на кардинальном изменении политики государства в вопросах оплаты труда в бюджетной сфере, на установлении принципиально иного уровня оплаты труда, ориентированного не на прожиточный минимум физиологического выживания, а исходя из необходимости обеспечения расходов работающих на питание, обучение детей, поддержание здоровья, оплату жилья и коммунальных услуг, достойное пенсионное обеспечение и др.

Работники бюджетной сферы, призванные обеспечивать реализацию конституционных гарантий в области образования, здравоохранения, культуры, вправе требовать от государства достойного гарантированного уровня оплаты труда.

Стремление Правительства РФ совместить переход на новые отраслевые условия оплаты труда с индексацией заработной платы в рамках предусмотренного увеличения на 33% расходов на заработную плату лишает большинство работников образования, других бюджетных отраслей надежды даже на 30-процентное повышение заработной платы в 2003 году.

За период с 1 декабря 2001 года прожиточный минимум трудоспособного населения возрастет не менее чем на 40%, а с учетом динамики индекса потребительских цен в январе-феврале 2003 года - и на 50%, то есть фактическое материальное положение работников бюджетной сферы ухудшится.

Пленум ЦК профсоюза объективно оценивает, что в рамках предлагаемого в проекте концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы увеличения расходов на заработную плату нельзя решить поставленную задачу создания эффективных отраслевых систем оплаты труда работников образования, обеспечивающих стимулирование притока и закрепления в учреждениях молодых специалистов, квалифицированных кадров, нельзя обеспечить реальный рост заработной платы работников бюджетной сферы, нельзя обеспечить мотивацию качественного труда.

Особую тревогу пленума ЦК профсоюза вызывает отсутствие в проекте концепции и в разрабатываемом в соответствии с ней проекте федерального закона "О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений" государственных гарантий применения на всей территории Российской Федерации устанавливаемых на федеральном уровне отраслевых систем оплаты труда, гарантий финансирования расходов на заработную плату, индексации ставок и окладов в соответствии с ростом прожиточного минимума.

Предлагаемые сроки проведения реформы оплаты труда в бюджетной сфере опережают реформу органов местного самоуправления, а также внесение необходимых изменений в бюджетное и налоговое законодательство, призванных реально упорядочить разграничение расходных обязательств и доходных источников между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Работники образования понимают, что от того, в каком виде будет принята концепция реформирования системы оплаты труда, зависит дальнейшая судьба учителей, зависит, каким будет образование - бедным и низкого качества или обеспечивающим детям, всем гражданам гарантированное Конституцией РФ доступное и качественное образование. Фактически это не только вопрос реформирования системы оплаты труда, затрагивающий корпоративные интересы работников отрасли, это по сути - начало нового этапа реформирования государственной системы образования, ведущего к его полной регионализации, которое, несомненно, затронет интересы всего общества.

Пленум ЦК профсоюза отмечает, что предложения Минтруда России по реформированию системы оплаты труда работников бюджетной сферы и имеющиеся по ним принципиальные разногласия общероссийских объединений профсоюзов и работодателей были четырежды обсуждены на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не менее десяти раз на ее рабочих группах. 75 субъектов Российской Федерации высказали принципиальные замечания по проекту концепции. Совет Федерации РФ 29 января, а Государственная дума 14 февраля и 7 марта текущего года приняли постановления, содержащие замечания, во многом совпадающие с позицией профсоюзов.

Однако до настоящего времени позиция Минтруда России по принципиальным моментам предлагаемой реформы не изменилась.

Пленум ЦК профсоюза вынужден констатировать, что достойная лучшего применения настойчивость Минтруда России в проталкивании своих предложений явно демонстрирует истинную цель предлагаемой реформы оплаты труда - полностью снять государственную ответственность за уровень оплаты труда работников бюджетной сферы, за индексацию и фактическую выплату заработной платы и, главное, резко сократить расходы федерального бюджета на эти цели.

Очевидно, что принятие предложений Минтруда России по реформированию системы оплаты труда в бюджетной сфере приведет к неравенству возможностей получения качественного образования в различных регионах России, размыванию единого образовательного пространства и не позволит реализовать цели и задачи принятой год назад Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Пленум выражает обеспокоенность в связи с затягиванием принятия решения о назначении вице-премьера Правительства Российской Федерации, курирующего социальную сферу, что отрицательно сказывается на координации действий министерств бюджетных отраслей и министерств финансово-экономического блока в период активной работы по подготовке реформирования оплаты труда в бюджетной сфере, по совершенствованию межбюджетных отношений и оптимизации бюджетных расходов.

Центральный комитет профсоюза

постановляет:

1. Обратиться к Президенту РФ В.В.Путину с предложениями:

1.1. Взять под свой контроль реализацию требований двух миллионов участников Всероссийской акции работников бюджетных отраслей:

не допустить реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы:

- без сохранения статуса государственных гарантий по оплате труда за отраслевыми ставками заработной платы и окладами, устанавливаемыми Правительством РФ и вводимыми в единые сроки на всей территории Российской Федерации;

- без установления федеральным законом доли надтарифной части фонда оплаты труда работников бюджетной сферы для материального стимулирования их труда;

- без обеспечения необходимыми доходными источниками реализации полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в сфере оплаты труда;

- провести индексацию тарифных ставок и окладов ETC с 1 апреля 2003 года не менее чем в 1,5 раза, а с 1 января 2004 года - в 2 раза и перенести сроки введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере;

- повысить минимальный размер стипендий студентам с 1 апреля 2003 года не менее чем до 500 рублей в месяц;

- обеспечить бюджетное финансирование студенческих санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования.

1.2. При формировании проекта федерального бюджета на 2004 год предусмотреть повышение заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий прав граждан не менее чем в 2 раза с определением соответствующих источников финансирования; предусмотреть ассигнования на финансирование санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования.

2. Обратиться к Президенту РФ В.В.Путину и Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову с требованием освободить от занимаемой должности министра труда и социального развития А.П.Починка:

- за антисоциальный характер навязываемых обществу предложений по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, которые противоречат целям и задачам, провозглашенным в предложенной Госсоветом РФ и одобренной Правительством России Концепции модернизации российского образования и ведущим к нарушению конституционных гарантий прав граждан в области образования;

- за преднамеренные действия по дезинформированию общества о поставленных целях и задачах предлагаемой реформы, а также работников образования - о возможностях значительного роста заработной платы в рамках предусмотренного увеличения расходов на эти цели.

3. Обратиться к членским организациям ФНПР, коллективам образовательных учреждений с предложением поддержать требования IV Пленума ЦК профсоюза об освобождении от занимаемой должности министра труда и социального развития РФ А.П.Починка.

4. Обратиться к Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову с предложениями:

- сформировать согласительную комиссию по проекту Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разработанного Минтрудом России из представителей Правительства РФ, Совета Федерации РФ, депутатов Государственной думы РФ, представителей профсоюзов работников бюджетной сферы, ФНПР; начать проведение переговоров в рамках согласительной комиссии в апреле текущего года;

- предусмотреть в 2003 году за счет профицита бюджета индексацию заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры не в 1,33 раза, а не менее чем в 1,5 раза - с учетом реального роста стоимости жизни и обязательств Правительства РФ по Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 годы;

- провести заседание Правительственной комиссии по образованию по вопросу влияния предлагаемой реформы оплаты труда в бюджетной сфере на реализацию целей и задач, предусмотренных Концепцией модернизации российского образования;

- не допустить принятия комиссией по оптимизации бюджетных расходов предложений об отмене действия статьи 54 Закона РФ "Об образовании" и положений других законодательных актов, содержащих федеральные гарантии по оплате труда работников образования.

5. Предложить члену Правительства РФ, министру образования РФ В.М.Филиппову:

- занять более активную позицию по отношению к предложениям Минтруда России по реформированию оплаты труда в бюджетной сфере в целях реализации Концепции модернизации российского образования, провозгласившей задачу обеспечения повышения качества и доступности образования независимо от уровня экономического развития региона, материального положения семьи, а также создания условий повышения реального уровня жизни работников образования;

- восстановить работу санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования и добиться обеспечения их бюджетного финансирования.

6. ЦК профсоюза, территориальным организациям профсоюза продолжить работу по реализации требований участников Всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы, проводить активные консультации с администрациями субъектов РФ, депутатами государственных органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах с целью выработки согласованных позиций в решении вопросов, содержащихся в требованиях работников бюджетной сферы, добиваться их поддержки в реализации требований профсоюза.

7. Президиуму ЦК профсоюза:

- принять участие в работе по формированию согласованных предложений по определению государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы совместно с депутатами Государственной думы РФ, членами Совета Федерации РФ, с профсоюзами бюджетной сферы и в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе по вопросу повышения заработной платы работников образования в 2004 году и последующие годы;

- по результатам рассмотрения и реализации требований участников Всероссийской акции 26-28 февраля 2003 года, настоящего постановления пленума ЦК профсоюза определить дальнейшие действия профсоюза в апреле 2003 года.

8. Принять обращение Центрального комитета профсоюза в адрес коллективов образовательных учреждений о предварительных итогах Всероссийской акции протеста работников непроизводственной сферы, проведенной 26-28 февраля 2003 года.

9. Территориальным организациям профсоюза провести в коллективах образовательных учреждений разъяснительную работу с целью подготовки к проведению при необходимости в мае 2003 года следующего этапа коллективных действий по реализации требований участников Всероссийской акции протеста работников образования и других бюджетных отраслей.

10. В целях информирования общества о проблемах в образовании в связи с предлагаемым Минтрудом России реформированием оплаты труда в бюджетной сфере направить настоящее постановление в средства массовой информации.

11. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Президиум ЦК профсоюза.

Председатель профсоюза
В.М.Яковлев

     

     
Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»