ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2003 года N 9194/02

     

[Довод налогоплательщика о неправомерности применения для целей налогообложения расчетного показателя потерь на передачу электрической энергии до потребителя, применяемого для целей ценообразования, судами не опровергнут, таким образом, оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и их отмена будет иметь значение для формирования единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.; членов Президиума: Арифулина А.А., Бизяевой Т.В., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Суховой Г.И., Юкова М.К., Юхнея М.Ф., рассмотрел заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Калугаэнерго" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 11.02.2002, постановления суда апелляционной инстанции от 25.03.2002 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1/02-14-1 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.05.2002 по тому же делу.

В заседании приняли участие: от ОАО "Калугаэнерго" - Паптина Л.М.; от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Александрова Е.Р.; от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калужской области - Романов С.Н., Орлова С.Н., Цыганова Н.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бизяевой Т.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

ОАО "Калугаэнерго" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калужской области о признании недействительными пунктов 1.1 и 2 решения от 25.12.2001 N 61 в части взыскания налога на прибыль и начисления сумм санкций за недоплату налога.

Решением суда первой инстанции от 11.02.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.03.2002 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 29.05.2002 указанные судебные акты оставил в силе.

Как видно из судебных актов, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калужской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Калугаэнерго" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на прибыль за период c 01.01.99 по 31.12.2000.

В материалах проверки управление указало обществу на нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение о составе затрат), считая, что общество неправомерно отнесло на себестоимость фактически понесенные затраты на трансформацию и передачу электроэнергии до потребителя, в то время как следовало такие затраты принимать в пределах норматива плановых потерь электрической энергии в сетях ОАО "Калугаэнерго", учитываемого при расчете и утверждении тарифов.

Данное нарушение, по мнению налогового органа, привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В связи с этим им было принято решение от 25.12.2001 N 61 о доначислении 788970 рублей налога на прибыль и 126300 рублей штрафа за неполную его уплату.

Суды всех инстанций согласились с доводами налогового органа и признали правомерным применение им расчетного показателя потерь электрической энергии при передаче ее потребителю в размере 11,1 процента от количества полученной электрической энергии, принятого региональной энергетической комиссией при формировании тарифов на электроэнергию, вместо учтенных налогоплательщиком при определении налогооблагаемой прибыли фактических потерь в размере 11,5 процента.

При этом суды руководствовались Законом Российской Федерации от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".

Между тем согласно пункту 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

В соответствии с пунктом 5 Положения о составе затрат затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.

Пунктом 1 Положения о составе затрат предусмотрено, что для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Случаи их применения указаны в соответствующих подпунктах пункта 2 Положения, касающихся конкретных видов затрат. В частности, предусмотрены нормативы затрат на рекламу, на содержание служебного легкового автотранспорта, командировочные расходы, амортизационные отчисления, представительские расходы.

Согласно пункту 6 Положения о составе затрат затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в элемент "материальные затраты". При этом в данном пункте не содержится указаний на то, что такие расходы принимаются в пределах каких-либо норм.

Довод налогоплательщика о неправомерности применения для целей налогообложения расчетного показателя потерь на передачу электрической энергии до потребителя, применяемого для целей ценообразования, судами не опровергнут.

Оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и их отмена будет иметь значение для формирования единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные судебные акты подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Решение суда первой инстанции от 11.02.2002, постановление суда апелляционной инстанции от 25.03.2002 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1/02-14-1 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.05.2002 по тому же делу отменить.

Дело направить в первую инстанцию Арбитражного суда Калужской области на новое рассмотрение.

Председательствующий
В.Ф.Яковлев




Текст документа сверен по:

рассылка