Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 апреля 2003 года N КАС03-137


[Об оставлении без изменения решения ВС РФ от 27 января 2003 года, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными п.31, абзаца 5 п/п 2 п.45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", и абзаца 5 пункта 53, пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"]


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Толчеева Н.К., Пелевина Н.П., с участием прокурора Федотовой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании от 03.04.2003 гражданское дело по жалобе Растимешина Д.В. о признании незаконными п.31 и абзаца 5 п/п 2 п.45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с последующими изменениями) и абзаца 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 27 января 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу Растимешина Д.В. необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 года) утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", в пункте 31 которого предусмотрено, что взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в абз.5 пп.2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются также и средства родителей (законных представителей).

Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204 утверждено "Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", в абз.5 пункта 53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила, что и в указанных выше пунктах "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании этих положений нормативных правовых актов недействующими, сославшись на несоответствие их федеральному закону и на нарушение прав и законных интересов заявителя.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Растимешин Д.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии актов в оспоренной их части требованиям федерального закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, п.31, абзац 5 и/и 2 п.45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и соответствующие им абз.5 п.53 и пункт 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" полностью соответствуют постановлению Верховного Совета РФ N 2464-1 от 6 марта 1992 года "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений", которым установлена предельная величина размера оплаты родителями стоимости содержания детей в указанных учреждениях - не более 20% от всех затрат.

В своем решении Верховный Суд РФ обоснованно сослался на то, что упоминаемая оспоренными положениями нормативных правовых актов Правительства РФ обязанность родителей по частичной оплате содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях вовсе не свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате образования детей.

Довод в кассационной жалобе о несоответствии оспоренных положений нормативных актов федеральному закону и Конституции РФ Кассационная коллегия считает несостоятельным, поскольку ни федеральным законом, ни Конституцией РФ не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

По изложенным основаниям нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о наличии противоречий между приведенным выше постановлением Верховного Совета РФ - с одной стороны и федеральным законом и Конституцией РФ - с другой.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Однако и этот Закон не содержит норм о бесплатном содержании детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Никаких оснований для того, чтобы считать неправильным толкование норм Конституции РФ и Закона РФ "Об образовании", данное Верховным Судом РФ не имеется, в связи с чем и этот довод, в кассационной жалобе не может свидетельствовать о незаконности как судебного решения, так и оспоренных положений нормативных правовых актов.

О соответствии оспоренных положений актов нормам Федерального закона свидетельствует и указание, содержащееся в п.9 ст.50 Закона РФ "Об образовании", согласно которому на основании полного государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях только детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Растимешина Д.В. - без удовлетворения.



Текст документа сверен по:

рассылка