Недействующий

     

УТВЕРЖДЕНЫ
 Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования
9 сентября 2003 года N 1750/21-1/и


ПРАВИЛА
составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования      

____________________________________________________________________
Утратили силу с 21 июня 2011 года на основании
приказа ФОМС от 6 апреля 2011 года N 72
____________________________________________________________________


Правила составления и рассмотрения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования*", Бюджетным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ**, с учетом дополнений и изменений к нему, Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857***, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2002 года N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"**** , Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 февраля 1993 года N 4543-1*****, Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 5 апреля 2001 года N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России 6 апреля 2001 года N 2510/3586-01-34 и Минфином России 27 апреля 2001 года N 12-03-14 (регистрационный номер Минюста России 2756 от 20 июня 2001 года).

________________

* Собрание законодательства РФ, 1999, N 29, ст.3686.

** Собрание законодательства РФ, 1998, N 31, ст.3823.

*** Собрание законодательства РФ, 1998, N 32, ст.3902.

**** Признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста РФ от 12.03.2003 N 07/2338-ЮД.

***** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.591; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3341.


Правила разработаны для обеспечения методологического единства подходов к формированию показателей проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) и регламентации деятельности территориального фонда по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.

1. Общие положения


С целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования территориальный фонд разрабатывает проект бюджета, сбалансированный по объемам государственных обязательств по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - территориальная программа ОМС), утвержденной в установленном порядке.

Бюджет территориального фонда представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального фонда составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

При составлении проекта бюджета территориального фонда в обязательном порядке должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов:

- соответствие доходов и расходов (сбалансированность бюджета);

- полнота отражения доходов и расходов бюджета;

- достоверность бюджета (наличие источников доходов, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- принцип адресности и целевого характера средств обязательного медицинского страхования (соответствие расходов основным задачам и функциям территориального фонда, определенным законодательством Российской Федерации);

- эффективность и экономность использования денежных средств обязательного медицинского страхования.

Бюджет территориального фонда в форме проекта закона субъекта Российской Федерации с пояснительной запиской, одобренный (согласованный) правлением территориального фонда, в установленные сроки представляется Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд).

В проекте закона о бюджете территориального фонда должны содержаться основные характеристики бюджета.

К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете территориального фонда должны содержаться прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также определены источники финансирования дефицита бюджета.

Бюджет территориального фонда и отчет о его исполнении составляется в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 15 января 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Доходы бюджета территориального фонда, структура расходов бюджета территориального фонда, а также источники финансирования дефицита бюджета территориального фонда утверждаются отдельными приложениями к проекту закона о бюджете территориального фонда (приложения N 1, 2, 3 к настоящим Правилам).

Пояснительная записка к проекту закона о бюджете должна содержать информацию о стоимости территориальной программы ОМС, а также экономическое обоснование всех доходных и расходных статей бюджета территориального фонда.

Проект закона о бюджете территориального фонда представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Закон о бюджете территориального фонда, принятый в установленном порядке, представляется в Федеральный фонд не позднее 15 апреля текущего финансового года.

В случае если закон о бюджете территориального фонда не вступил в силу с начала финансового года, территориальный фонд осуществляет расходование средств на цели, определенные Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, при условии, что из бюджета территориального фонда на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой средств предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

В случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете территориального фонда, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете территориального фонда. Внесение изменений и дополнений в закон о бюджете территориального фонда принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере) источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.

Отчет об исполнении бюджета территориального фонда в форме проекта закона субъекта Российской Федерации составляется в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета территориального фонда.

При этом исполнение по доходам, расходам, а также источникам финансирования дефицита бюджета территориального фонда утверждается отдельными приложениями к проекту закона об исполнении бюджета территориального фонда (приложения N 4, 5, 6 к настоящим Правилам).

Проект закона об исполнении бюджета территориального фонда представляется в Федеральный фонд с пояснительной запиской в течение месяца после представления территориальным фондом в Федеральный фонд годового бухгалтерского отчета.

Пояснительная записка должна содержать подробную расшифровку всех доходных и расходных статей отчета об исполнении бюджета территориального фонда.

Закон об исполнении бюджета территориального фонда, принятый в установленном порядке, представляется в Федеральный фонд не позднее 15 мая текущего финансового года.

В случае непринятия закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета в указанный срок в Федеральный фонд представляется информация о состоянии рассмотрения отчета об исполнении бюджета.

2. Доходы бюджета территориального фонда


Доходы бюджета территориального фонда формируются за счет прогнозируемых поступлений.

Остатки средств на начало и конец отчетного периода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.

Прогнозируемые поступления бюджета территориального фонда включают:

- единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения,  

в том числе:

- единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог,  

в том числе:

- единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями;

- единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

- недоимка, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- недоимка, пени и штрафы по обязательным поступлениям в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- прочие поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

2.1. Единый социальный налог


Расчет сумм единого социального налога для формирования доходной части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам совместно с территориальными фондами в соответствии с Методикой расчета поступления единого социального налога, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, государственными внебюджетными фондами, в сроки, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для представления проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

2.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности


Расчет поступления сумм единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и представляется в территориальные фонды в соответствии со сроками, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для представления проектов бюджетов территориальных фондов на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

2.3. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения


Расчет поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в части поступления единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и представляется в территориальные фонды в соответствии со сроками, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для представления проектов бюджетов территориальных фондов на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Поступление единого минимального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды, не планируется, так как не является дополнительным налогом при применении упрощенной системы налогообложения, уплачивается взамен единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы Российской Федерации, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, и должно отражаться в отчете об исполнении бюджета территориального фонда, утверждаемого законом субъекта Российской Федерации.

2.4. Единый сельскохозяйственный налог


Расчет поступления сумм единого сельскохозяйственного налога по категориям плательщиков осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и представляется в территориальные фонды в соответствии со сроками, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для представления проектов бюджетов территориальных фондов на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

2.5. Страховые взносы органов исполнительной власти на обязательное
медицинское страхование неработающего населения


Статьей 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по перечислению средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан по территориальной программе ОМС, утвержденной в установленном порядке.

Размер средств, необходимый для обеспечения государственных гарантий неработающему населению по территориальной программе ОМС, определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В случае недостаточности указанных средств при формировании соответствующих бюджетов на предстоящий год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно Порядку дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Собрание постановлений РФ, 1992, N 8, ст.39).     


2.6. Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное
 медицинское страхование неработающего населения


Сумма задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения включается в доходную часть бюджета территориального фонда при наличии в утвержденных бюджетах муниципальных образований, бюджете субъекта Российской Федерации соответствующих сумм, направляемых на погашение указанной задолженности.

2.7. Недоимка, пени и штрафы по обязательным поступлениям в
 территориальные фонды обязательного медицинского страхования


Сумма задолженности прошлых лет по страховым взносам работодателей, а также сумма задолженности по единому социальному налогу включаются в доходную часть бюджета территориального фонда в случае представления в территориальные фонды соответствующих прогнозных данных по указанным показателям территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»