ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ПРИ МИНСВЯЗИ РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2003 года N 66


О ходе работ по созданию современной системы восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации



Заслушан и обсудив доклад заместителя директора ЦНИИС по научному направлению Москвитина В.Д., содоклад начальника УМПЧС Минсвязи России Рудакова В.Н., выступления начальника отдела мобилизационной подготовки ОАО "Южная телекоммуникационная компания" Кучера В.А. и директора департамента технического развития ОАО "Сибирьтелеком" Гриба А.В. по вопросу "О ходе работ по созданию современной системы восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации", ГКЭС отмечает:

Единая сеть электросвязи Российской Федерации (ЕСЭ России) является основой телекоммуникационного комплекса страны, обеспечивающего потребности общества, экономики, государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в услугах электросвязи.

В условиях роста числа катастроф техногенного и природного характера, возрастающей угрозы локальных конфликтов и террористических актов существенное значение приобретает задача обеспечения ее целостного и устойчивого функционирования.

Важным звеном в комплексе мер по обеспечению целостности и устойчивости функционирования ЕСЭ России наряду с обеспечением централизованного управления, повышением надежности и живучести средств и объектов связи, развитием топологии сетей является направление работ по совершенствованию системы восстановления, обеспечивающей в установленные сроки восстановление связи, а в последующем восстановление сетевой инфраструктуры.

Одной из важнейших задач системы восстановления в условиях массовых разрушений на сетях связи является поэтапное обеспечение заданного числа каналов на заранее обозначенных важнейших направлениях в интересах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Наряду с этим система восстановления должна обеспечить устойчивое функционирование ЕСЭ России с требуемым качеством в условиях возможных разрушений отдельных участков сетей, линий и объектов связи, а также организации с помощью мобильных и перевозимых (контейнерных) средств связи в районах чрезвычайных ситуаций обходных и резервных линий и сетей связи.

В большой степени оперативному восстановлению поврежденных сооружений и линий электросвязи способствуют наличие необходимых нормативных документов по порядку организации и проведения восстановительных работ, накопленные аварийные запасы материальных средств, оборудования и имущества связи, укомплектованные и хорошо подготовленные мобильные аварийные расчеты, ремонтные группы, механизированные бригады, четкое руководство и координация их деятельности оперативными группами Минсвязи России, ОАО "Связьинвест", ОАО "Ростелеком" и организаций связи субъектов Российской Федерации.

Минсвязи России совместно с Росрезервом и организациями связи - ответственными хранителями материальных ценностей мобилизационного резерва проводят плановую работу по замене устаревшего аналогового оборудования, медных магистральных и зоновых кабелей связи современными цифровыми средствами связи, волоконно-оптическими кабелями, специальной оснасткой и инструментом.

Результаты восстановительных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий в 2001 году в г.Ленске Республики Саха (Якутия), в 2002 году на территории Южного федерального округа, в 2003 году в Республике Алтай - подтвердили высокий уровень организованности и эффективности практических действий организаций связи.

В последнее время наряду с воздействиями, приводящими к физическим разрушениям элементов сетей, сети связи могут подвергаться новым воздействиям, так называемым разрушающим информационным воздействиям, которые могут приводить к потере управления сетями связи, появлению чрезмерного трафика, блокировке отдельных направлений и т.д. Устранение последствий таких воздействий должно стать одной из новых задач системы восстановления.

Кроме того, действующая система восстановления не решает в большом объеме задачи восстановления линий и объектов связи, а также цифровых систем передачи. Она охватывает магистральные и внутризоновые сети связи ОАО "Ростелеком" и ОАО "Электросвязь" субъектов Российской Федерации и располагает средствами, позволяющими осуществлять восстановительные работы в основном на аналоговых сетях связи. Недостаточна номенклатура и количество передвижных и мобильных технических средств для восстановления цифровых систем связи, отсутствует мониторинг возможных воздействий на системы связи и активного реагирования на них. Требуется дальнейшее совершенствование системы управления организацией восстановительными работами в направлении ее автоматизации.

В значительной степени вышеперечисленные трудности обусловливаются ограниченным объемом средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов акционерных организаций связи.

Существенно затрудняет решение задачи по развертыванию системы восстановления ЕСЭ России, отвечающей современным требованиям, значительное число операторов связи, которые эксплуатируют в основном импортное оборудование связи различных поставщиков.

Для реализации современной системы восстановления необходимо в первую очередь проведение следующих мероприятий:

- разработка необходимых нормативных документов, в том числе определяющих порядок формирования и функционирования системы восстановления с учетом положений Федерального закона "О связи";

- разработка и комплектование системы восстановления современными средствами и оборудованием связи;

- совершенствование организационной структуры, обеспечивающей комплектование и хранение средств восстановления сетей связи, управление системой восстановления и подготовку технического персонала;

- разработка целевой программы по созданию современной системы восстановления в рамках решения задачи обеспечения устойчивости функционирования ЕСЭ России.

Государственная комиссия по электросвязи

решила:

1. Принять к сведению информацию, содержащуюся в докладах и выступлениях участников заседания ГКЭС и в основном одобрить концептуальные подходы по созданию современной системы восстановления ЕСЭ России. Отметить важность и необходимость дальнейшего проведения работы по созданию современной системы восстановления в целях решения задачи обеспечения устойчивости функционирования ЕСЭ России.

2. Просить заместителя председателя ГКЭС Антонюка Б.Д. поручить:

2.1. ЦНИИС (Аджемов А.С.) в 2004-2005 годах предусмотреть в планах работы института проведение НИР в соответствии с техническими заданиями, разработанными структурными подразделениями Минсвязи России (УМПЧС, УБ, УГКЭС):

- по уточнению с участием институтов Минобороны России, ФСБ России, Гостехкомиссии России, ФСО России и других заинтересованных организаций - членов ГКЭС требований к системе восстановления с целью ее использования для ликвидации последствий, вызываемых информационными воздействиями нарушающими работоспособность ЕСЭ России;

- по уточнению перечня оборудования связи, оптимального запаса средств восстановления и его размещения для различных сетей, входящих в ЕСЭ России, а также организационной структуры системы управления восстановительными работами.

2.2. УМПЧС Минсвязи России (Рудаков В.Н.):

- до 1 мая 2004 года обобщить опыт межрегиональных организаций связи ОАО "ЮТК", "Сибирьтелеком" и ГП "Сахателеком" по организации и проведению в 2001-2003 годах восстановительных работ на объектах и сооружениях связи, подвергшихся разрушительному воздействию наводнений и землетрясения, и довести рекомендации до организаций связи;

- подготовить перечень первоочередных мероприятий, включая состав оборудования связи, обеспечивающего восстановление сети связи общего пользования ЕСЭ России.

3. Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. предусмотреть в 2004 году рассмотрение на заседании ГКЭС проекта "Концепции системы восстановления ЕСЭ России", доработанного по результатам рассмотрения на ГКЭС от 04.06.2001 N 31 и обсуждения на заседании ГКЭС от 24.12.2003.

Председатель Государственной
комиссии по электросвязи,
Министр Российской Федерации
по связи и информатизации
Л.Д.Рейман



Текст документа сверен по:

"СвязьИнформ", N 3, 2004 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»