Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 октября 2003 года N 383-О


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР
от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, Б.С.Эбзеева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С.Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),

установил:

1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом, в котором просит подтвердить конституционность пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", согласно которому Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, относя затраты на указанные цели за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Заявитель считает названную норму не противоречащей Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11, часть 3; статья 72, пункты "ж", "к" части 1; статья 78, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации) вопреки мнению Пенсионного фонда Российской Федерации, который при разрешении вопросов об исчислении и назначении трудовых пенсий жителям Республики Саха (Якутия) как лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учитывает размеры районных коэффициентов к заработной плате, установленные в Республике Саха (Якутия) на основании названного постановления.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение и реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения и выплаты государственных пенсий.

Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы реализации конституционного права на государственную пенсию, в том числе порядок ее исчисления, учитывая при этом, что социальная защита, включая социальное обеспечение, и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "ж", "к" части 1, Конституции Российской Федерации).

2.1. Поставив вопрос о подтверждении конституционности пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и необходимости использования - в порядке его реализации - установленных Республикой Саха (Якутия) районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих при начислении трудовой пенсии, заявитель исходит из того, что уплачиваемый в Пенсионный фонд Российской Федерации единый социальный налог (исчисляемый с учетом действующих в Республике Саха (Якутия) районных коэффициентов) в полной мере должен отражаться в размере пенсии.

Данная позиция не может быть признана обоснованной и согласующейся с законодательством в области обязательного социального страхования. Действие закрепленного в Федеральном законе от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования" принципа соотносимости тарифа страховых взносов с размерами получаемых пенсий не означает, что трудовая пенсия должна быть равна всей сумме уплаченных страховых взносов, поскольку в институте страховых взносов отражаются не только частные, но и предопределяемые принципом солидарности поколений публичные интересы (данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов и сохраняет свою силу). К тому же в условиях перехода к новым критериям определения размеров пенсий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включающих в себя базовую, страховую и накопительную части, накопленные страховые взносы будут оказывать влияние лишь на последнюю часть пенсии.

2.2. Заявитель считает также, что пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 нуждается в подтверждении конституционности в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации при назначении пенсий соответствующим категориям лиц использует размеры районных коэффициентов, установленные в соответствии с проверяемой нормой не самой Республикой Саха (Якутия), а на федеральном уровне, в данном случае - постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/п-18.

Однако в этом случае заявитель, ставя вопрос о подтверждении конституционности пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, фактически, как следует из материалов запроса, выражает несогласие с нормами пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установившими предельный размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Таким образом, само по себе неприменение в рамках нового правового регулирования установленных в порядке реализации пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих при начислении трудовой пенсии не может свидетельствовать о том, что кем-либо, в частности Пенсионным фондом Российской Федерации, ставится под сомнение его конституционность. Содержащееся в нем положение не нарушает ни права Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, ни права пенсионеров.

Что касается вопроса о законности соответствующих правоприменительных решений, то его разрешение, как и проверка фактически оспариваемых Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации с точки зрения их соответствия действующему законодательству, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым такого рода обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации

     


Текст документа сверен по:
рассылка