Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 октября 1998 года N 138-О


По жалобе гражданина Сыроватко Виктора Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина В.А.Сыроватко требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. На основании статьи 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области" полномочия депутата Калининградского городского Совета депутатов В.А.Сыроватко были досрочно прекращены в связи с тем, что в отношении него был вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А.Сыроватко утверждает, что оспариваемой нормой нарушено его конституционное право быть избранным, участвовать в управлении делами государства, право избравших его граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей, т.е. она противоречит статьям 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что, приняв закон, определяющий статус депутата представительного органа местного самоуправления, законодательный орган Калининградской области вторгся в пределы ведения Российской Федерации и тем самым нарушил статьи 71, 76 (часть 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области" полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на заседании представительного органа местного самоуправления.

Статья 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, на которую в обоснование своей позиции ссылается заявитель, гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. по своему содержанию связана лишь с процессом избрания этих органов. Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы завершаются в момент подведения итогов голосования, установления результатов выборов. Отношения, связанные с осуществлением депутатских полномочий и досрочным их прекращением, регламентируются нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления. Следовательно, досрочное прекращение депутатских полномочий не затрагивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а потому жалоба В.А.Сыроватко не может быть признана допустимой в соответствии с пунктом 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Оспариваемое положение не означает также вторжения в пределы ведения Российской Федерации и не нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Федеральные законы закрепляют за субъектами Российской Федерации соответствующие полномочия в данной сфере. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 4). Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также определено, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 18).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года, указал, что к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится установление и тех принципов, которые касаются статуса, прав и обязанностей депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сыроватко Виктора Алексеевича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации

     


Текст документа сверен по:
рассылка