РОССИЙСКИЙ СОЮЗ РЕКТОРОВ

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2004 года N 2


О финансировании сферы образования и науки в проекте федерального закона
"О федеральном бюджете на 2005 год"


Рассмотрев и обсудив вопрос о финансировании сферы образования и науки в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", правление Российского союза ректоров отмечает, что одним из важнейших факторов эффективного функционирования сфер образования и науки является уровень и структура финансирования, при котором важную роль играет их государственная поддержка, осуществляемая через бюджетное финансирование.

Принципиальной особенностью проекта федерального бюджета на  2005 год является его формирование в условиях начавшейся комплексной реформы бюджетного процесса. Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые, измеряемые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики.

Исходя из этого проектировки бюджетных расходов на 2005 год в сфере образования и науки сформированы с учетом новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации и учитывают мероприятия по разграничению предметов ведения и бюджетных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими годами в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" вопросам финансирования образования и науки уделяется более заметное внимание, данные сферы по-прежнему не относятся к приоритетным направлениям финансирования государства.

С учетом новой классификации в 2005 году суммарные расходы на образование составят 154,5 млрд. рублей, что ниже сопоставимого показателя 2004 года на 1,2%. Относительно 2004 года ожидается также снижение доли расходов федерального бюджета на образование в общих расходах федерального бюджета (с 5,9% до 5,1%) и в структуре ВВП (с 0,97% до 0,83%).

Общие расходы на науку запланированы в размере 156 млрд. рублей, из которых только 19,2% приходится на поддержку фундаментальной науки. В общих расходах федерального бюджета доля науки составит 5,1%, а по отношению к ВВП - менее 1%.

Следует отметить, что в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" отсутствует ретроспективный сопоставительный анализ бюджетных расходов в сфере науки, что не позволяет четко выявить формирующиеся тенденции.

Правление Российского союза ректоров

постановляет:

I. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" учесть следующие предложения Российского союза ректоров:

1.1. Поддержать предложение Комитета Государственной Думы по образованию и науке о представлении Правительством Российской Федерации информации об объемах и структуре трансфертов, связанных с передачей федеральных образовательных учреждений в ведение субъектов РФ.

1.2. Принять поправки, предусматривающие увеличение расходов федерального бюджета по разделу "Образование" на сумму, компенсирующую финансовые потери, связанные с инфляцией. По оценке РСР, соответствующие расходы следовало бы увеличить на 9,2% по сравнению с 2004 годом, или на 14,4 млрд. рублей и направить на финансирование подраздела "Прикладные научные исследования" в сфере образования, выплату стипендий и государственную поддержку малоимущих студентов, обеспечение безопасности образовательных учреждений.

1.3. Принять поправки, предусматривающие финансирование расходов на повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений в сфере образования и выделение ассигнований на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление указанного мероприятия в учреждениях бюджетной сферы, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

1.4. Принять поправки, обеспечивающие уровень бюджетного финансирования федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (2001-2005 годы) до уровня, запланированного при составлении программы на 2005 год (1/3 от общего объема финансирования).

II. Просить Правительство Российской Федерации:

2.1. Сформировать рабочую группу с участием представителей Российского союза ректоров, Российской академии наук, научно-педагогической общественности для определения наиболее приоритетных направлений финансирования образования и науки из федерального бюджета и научно-обоснованных критериев оценки эффективности бюджетных затрат в данных сферах.

2.2. При подготовке проектов законов о федеральных бюджетах начиная с 2006 года включить образование и науку в группу приоритетных направлений государственной политики, финансируемых из федерального бюджета, предусматривая опережающий рост бюджетного финансирования фундаментальной науки относительно прикладных научных исследований.

2.3. Структурировать расходы федерального бюджета на фундаментальную науку по основным направлениям научных исследований и по институциональному признаку (академическая и вузовская наука) с учетом сопоставимых ретроспективных показателей.

2.4. Предусмотреть проведение индексации заработной платы работников бюджетных учреждений системы образования и науки во втором полугодии 2004 года.

Президент Российского союза
ректоров, ректор МГУ
им.М.В.Ломоносова, академик
В.А.Садовничий



Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 32, ноябрь, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»