РОССИЙСКИЙ СОЮЗ РЕКТОРОВ

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2004 года N 1


О проектах концепций участия Российской Федерации в управлении
государственными организациями, осуществляющими деятельность
в сфере образования и в сфере науки


Рассмотрев и обсудив проекты концепций участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и науки, правление Российского союза ректоров отмечает, что необходимость разработки указанных документов связана с учетом изменений законодательства в части закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней управления в сфере образования и науки и потребностью в адаптации сферы образования и науки к реалиям современной экономики, в приведении в соответствие с положениями административной реформы. Актуальность разработки концепций обусловлена стратегической значимостью указанных сфер для перехода к эффективной инновационной экономике, будущего развития страны.

В проектах концепций определены:

- основные направления трансформации государственного сектора образования и науки;

- принципы участия федеральных органов исполнительной власти в управлении государственными организациями в сфере образования и науки;

- направления перераспределения ответственности в сфере образования и науки между различными уровнями государственной власти;

- механизмы рационализации структуры государственного сектора, в том числе с изменением формы собственности, и прекращения участия государства в управлении образовательными и научными организациями;

- направления развития правовых форм организаций государственного и негосударственного секторов образования и науки.

Положительной стороной предложенных проектов концепций является критический анализ современного состояния дел в управлении государственными учреждениями в сфере образования и науки.

Однако реализация ряда положений концепций может привести ко многим негативным последствиям.

Так, в проектах концепций переносятся справедливые для производственной сферы принципы делегирования государственных полномочий внебюджетным организациям на непроизводственные сферы образования и науки. Это приводит к недоучету роли образования и фундаментальной науки в формировании экономики, основанной на знаниях,

Предлагаемые модели "перспективного облика государственного сектора" представлены без должного финансово-экономического обоснования и анализа социальных последствий их введения.

Не учитывается опыт стран с развитой инновационной системой, включая США, Японию, страны Западной Европы и Восточной Азии, в которых эта система сложилась при значительной поддержке государства.

Положения проектов концепций требуют дополнительного согласования с положениями Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также рядом других нормативных правовых актов.

Сокращение участия государства в управлении учреждениями образования и науки неизбежно приведет к снижению уровня подготовки специалистов, утрате кадрового потенциала, снижению материально-технического обеспечения научно-технологического комплекса, в особенности сферы инновационных технологий, что в конечном итоге приведет к социальной дестабилизации и поставит под угрозу экономическую и национальную безопасность государства.

Поддерживая усилия Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке указанных концепций, правление Российского союза ректоров

постановляет:

1. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации для работы над проектами концепций сформировать совместную рабочую группу с участием представителей Российского союза ректоров, Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и научно-педагогической общественности.

Рабочей группе учесть предложения, высказанные в ходе состоявшегося обсуждения, а также представленные в аппарат Российского союза ректоров.

2. Советам ректоров вузов обсудить проекты концепций и представить свои предложения в аппарат Российского союза ректоров.

3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации внести соответствующие варианты проектов концепций для обсуждения на VIII съезде Российского союза ректоров (2005 год).

4. Принять к сведению предложение президента Российского союза ректоров, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, председателя комиссии при Президиуме Российской академии наук по образованию, ректора МГУ им.М.В.Ломоносова, академика В.А.Садовничего о рассмотрении проектов концепций на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Президент Российского союза
ректоров, ректор МГУ
им.М.В.Ломоносова,
академик
В.А.Садовничий



Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 32, ноябрь, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»