РОССИЙСКИЙ СОЮЗ РЕКТОРОВ
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2004 года N 1
О проектах концепций участия Российской Федерации в управлении
государственными организациями, осуществляющими деятельность
в сфере образования и в сфере науки
Рассмотрев и обсудив проекты концепций участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и науки, правление Российского союза ректоров отмечает, что необходимость разработки указанных документов связана с учетом изменений законодательства в части закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней управления в сфере образования и науки и потребностью в адаптации сферы образования и науки к реалиям современной экономики, в приведении в соответствие с положениями административной реформы. Актуальность разработки концепций обусловлена стратегической значимостью указанных сфер для перехода к эффективной инновационной экономике, будущего развития страны.
В проектах концепций определены:
- основные направления трансформации государственного сектора образования и науки;
- принципы участия федеральных органов исполнительной власти в управлении государственными организациями в сфере образования и науки;
- направления перераспределения ответственности в сфере образования и науки между различными уровнями государственной власти;
- механизмы рационализации структуры государственного сектора, в том числе с изменением формы собственности, и прекращения участия государства в управлении образовательными и научными организациями;
- направления развития правовых форм организаций государственного и негосударственного секторов образования и науки.
Положительной стороной предложенных проектов концепций является критический анализ современного состояния дел в управлении государственными учреждениями в сфере образования и науки.
Однако реализация ряда положений концепций может привести ко многим негативным последствиям.
Так, в проектах концепций переносятся справедливые для производственной сферы принципы делегирования государственных полномочий внебюджетным организациям на непроизводственные сферы образования и науки. Это приводит к недоучету роли образования и фундаментальной науки в формировании экономики, основанной на знаниях,
Предлагаемые модели "перспективного облика государственного сектора" представлены без должного финансово-экономического обоснования и анализа социальных последствий их введения.
Не учитывается опыт стран с развитой инновационной системой, включая США, Японию, страны Западной Европы и Восточной Азии, в которых эта система сложилась при значительной поддержке государства.
Положения проектов концепций требуют дополнительного согласования с положениями Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также рядом других нормативных правовых актов.
Сокращение участия государства в управлении учреждениями образования и науки неизбежно приведет к снижению уровня подготовки специалистов, утрате кадрового потенциала, снижению материально-технического обеспечения научно-технологического комплекса, в особенности сферы инновационных технологий, что в конечном итоге приведет к социальной дестабилизации и поставит под угрозу экономическую и национальную безопасность государства.
Поддерживая усилия Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке указанных концепций, правление Российского союза ректоров
постановляет:
1. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации для работы над проектами концепций сформировать совместную рабочую группу с участием представителей Российского союза ректоров, Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и научно-педагогической общественности.
Рабочей группе учесть предложения, высказанные в ходе состоявшегося обсуждения, а также представленные в аппарат Российского союза ректоров.
2. Советам ректоров вузов обсудить проекты концепций и представить свои предложения в аппарат Российского союза ректоров.
3. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации внести соответствующие варианты проектов концепций для обсуждения на VIII съезде Российского союза ректоров (2005 год).
4. Принять к сведению предложение президента Российского союза ректоров, члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, председателя комиссии при Президиуме Российской академии наук по образованию, ректора МГУ им.М.В.Ломоносова, академика В.А.Садовничего о рассмотрении проектов концепций на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Президент Российского союза
ректоров, ректор МГУ
им.М.В.Ломоносова,
академик
В.А.Садовничий
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 32, ноябрь, 2004 год