СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2004 года N 1


О приоритетных направлениях развития
образовательной системы Российской Федерации


На основании всестороннего обсуждения вопроса о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, проведенного в рамках расширенного заседания Совета Российского союза ректоров совместно с Российским общественным советом по развитию образования, Союзом директоров средних специальных учебных заведений России, при участии представителей иных общественных организаций системы образования и научно-педагогической общественности, участники заседания констатируют, что устойчивое и эффективное функционирование системы образования Российской Федерации является стратегической государственной задачей, от решения которой непосредственно зависят социальная стабильность и результативность проводимых реформ во всех отраслях национальной экономики.

Этой задаче постоянно уделяет внимание Президент РФ, на ее решение направлены усилия Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, общественных организаций системы образования, научно-педагогической общественности.

В докладе министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко "Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации" (далее - доклад) дан анализ основных аспектов развития российского образования, сформулированы конкретные приоритетные направления государственной политики в сфере образования, определены механизмы их реализации, включая нормативно-правовое обеспечение.

Вместе с тем в доклад целесообразно внести ряд концептуальных дополнений, а также уточнения юридического характера.

По мнению участников заседания, процесс модернизации образования должен отвечать стратегической государственной задаче преобразования данной сферы общественной деятельности в реальную производительную силу, содействующую формированию научно-ориентированной модели экономики - экономики, основанной на знаниях, - как одного из условий обеспечения качественного экономического роста.

Образование, непрерывное обучение должны быть совместимы и увязаны с программами Правительства РФ в экономической и социальной областях, в том числе в области рынка труда.

Данные положения целесообразно отразить во введении к докладу.

Ускоренное формирование новых социально-экономических условий в Российской Федерации предопределило существенные различия в адаптации к ним конкретных учебных заведений.

Поэтому анализ основных проблем развития системы образования в России, представленный в докладе, следует дополнить характеристикой накопленного положительного опыта, в том числе по таким вопросам, как реакция профессионального образования на изменяющиеся потребности рынка труда, формирование адекватных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью (включая международное сотрудничество). В ряде случаев складываются важные основы институциализации таких отношений.

Основополагающим условием реализации положений модернизации системы образования является их адекватное нормативно-правовое обеспечение.

Следует констатировать, что отсутствие должной межведомственной координации при подготовке Правительством РФ нормативных правовых актов в области модернизации образования препятствует проведению эффективной общегосударственной политики в области образования, формированию единого правового поля.

Учитывая, что реформирование системы образования предполагает внесение изменений и дополнений в бюджетное, налоговое, трудовое и гражданское законодательство, помимо реформирования непосредственно законодательства в области образования, по мнению Российского союза ректоров, целесообразно объединить усилия министерств соответствующего профиля (Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, иных заинтересованных министерств) и сформировать межведомственную комиссию по координации нормативно-правовой работы Правительства РФ в области развития образования под общим руководством Министерства образования и науки Российской Федерации.

При подготовке проектов новых нормативных правовых актов в области модернизации системы образования принципиальное значение приобретает четкое юридическое определение организационно-правовой формы высших учебных заведений, являющихся в настоящее время государственными образовательными учреждениями.

Проекты федеральных законов "Об автономных учреждениях", "О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы и(или) оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки", подготовленные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по ряду позиций неадекватны действующим и разрабатываемым нормативным правовым актам в области образования.

К примеру, имеются несоответствия между действующими Законом РФ "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и проектом федерального закона "Об автономных учреждениях".

В частности, в законопроекте отсутствует регламентация административных отношений в системе образования (зачисление абитуриентов в студенты, семестровые и итоговые оценки, поощрения, взыскания и т.п.). Деятельность вузов, имеющая комплексный правовой характер, сводится исключительно к оказанию гражданско-правовых услуг (выполнению работ), что выводит высшие учебные заведения из сферы компетенции действующего федерального законодательства об образовании.

В перспективе, учитывая предлагаемый Министерством образования и науки Российской Федерации график подготовки нормативных правовых актов по модернизации системы образования (2005-2010 годы), предусматривающий внесение отдельных несистематизированных изменений в действующее федеральное законодательство, Российский союз ректоров полагает целесообразным провести комплексный системный мониторинг законодательной базы, регламентирующей правоотношения в области образования.

На основании проведенного анализа необходимо подготовить предложения по оптимизации структуры и последующей кодификации нормативно-правовой базы системы образования в целом. В качестве кодификационной основы законодательства об образовании следует рассматривать Кодекс Российской Федерации об образовании, регулирующий гражданско-правовые и административные отношения в области образования и являющийся правопреемником Закона РФ "Об образовании".

Пакет действующих и разрабатываемых в настоящее время нормативных правовых актов предлагается структурировать в соответствии с Кодексом Российской Федерации об образовании по основным отраслевым признакам, в том числе уровням образования, организационно-правовым формам, интеграционным процессам между образованием и наукой.

Особое внимание в докладе необходимо обратить на обеспечение принципов доступности и качества при оптимизации процессов образования.

Целесообразно создать реальные условия для обеспечения системной интеграции среднего и высшего образования путем формирования объективных и научно обоснованных критериев оценки знаний выпускников средних школ.

Критерии должны учитывать специфические особенности различных высших учебных заведений. Исходя из этого, условия приема должны быть многовариантны, в том числе основываться на результатах специализированных олимпиад и конкурсов, а также на использовании структурированной базы данных школьников старших классов - потенциальных абитуриентов.

Правовые нормы, регламентирующие положения о многовариантности условий приема в высшие учебные заведения, должны быть определены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Учитывая особую важность проблемы обеспечения доступности высшего образования, целесообразно также рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона "О стандартах и требованиях в оценке знаний в системе высшего профессионального образования".

Соответствующие предложения следует внести в Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации.

Исходя из устойчивой потребности в дипломированных кадрах для формирования национальной инновационной системы, исторической особенности научно-образовательного процесса в России, необходимо сохранить действующую систему подготовки дипломированных специалистов по инженерным и ряду других специальностей, а также делегировать ученым советам высших учебных заведений (по согласованию с работодателями) право в принятии решений по вопросам определения уровней целевой подготовки специалистов.

В рамках оптимизации процесса высшего профессионального образования необходимо предусмотреть траекторию подготовки специалиста, а также рассмотреть альтернативные условия перехода из бакалавриата в магистратуру, в том числе собеседование, оценки за период обучения в бакалавриате, уровень итоговой дипломной работы в бакалавриате.

Введение дополнительного экзамена, предусмотренного в разделе "Общенациональная система оценки качества образования" Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, может создать излишние организационные и финансовые препятствия для желающих повысить свой образовательный уровень.

Одновременно целесообразно внести в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" специальные разделы, юридически определяющие вводимые в докладе понятия "непрерывный специалитет", "исследовательская магистратура", "технический бакалавриат" и др.

В докладе недостаточное внимание уделяется финансовому блоку вопросов.

По мнению участников заседания, структурные реформы в образовании должны обеспечиваться адекватными объемами финансирования, при этом весьма важную роль играет государственная поддержка, осуществляемая через бюджетное финансирование.

В докладе отсутствуют оценки потребности в финансовых ресурсах, не определены источники и механизмы их мобилизации и, что самое главное, не указаны направления, по которым должно осуществляться финансирование из средств федерального бюджета.

Приоритетными в этом отношении являются ассигнования в развитие системы высшего профессионального образования, на мероприятия по интеграции образования и науки, включая вопросы создания систем оснащения высших учебных заведений научным оборудованием через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук, а также ассигнования на повышение уровня оплаты труда работников системы образования.

Механизмы реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации следует дополнить положениями об актуальности сохранения и развития косвенных финансово-экономических рычагов государственной поддержки - налоговых и иных видов преференций.

Мировая практика свидетельствует, что эффективное и сбалансированное функционирование национальных образовательных систем в существенной степени обеспечивается за счет широкого спектра налоговых и других преференций образовательным организациям и учреждениям, а также юридическим и физическим лицам, направляющим инвестиции в систему образования.

Вместе с тем следует констатировать, что по отношению к отечественной системе образования со стороны государства намечается тенденция сокращения косвенных финансово-экономических стимулов, что неизбежно приведет к ослаблению позиций образовательных учреждений и, в конечном итоге, создаст серьезные препятствия для формирования национальной инновационной системы.

Необходимо сформулировать конкретные предложения в части налоговых и иных видов преференций в сфере образования и внести соответствующие дополнения в Закон РФ "Об образовании", а также в Налоговый, Таможенный, Земельный кодексы РФ, иные законодательные акты, регламентирующие правоотношения в системе образования.

По мнению участников заседания, целесообразно включить в Перечень приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и мер по их реализации Положение о необходимости повышения социального статуса работников системы образования, уровня оплаты их труда и социальной защиты.

Учитывая особый дефицит в высококвалифицированных специалистах и руководителях среднего звена производства и сферы обслуживания, необходимо также сформировать механизмы, обеспечивающие адекватное развитие начального и среднего профессионального образования, в том числе путем модернизации системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей-практиков и мастеров производственного обучения.

По итогам состоявшегося обсуждения вопроса о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации и в соответствии с пунктом 29 Устава Российского союза ректоров Совет Российского союза ректоров

постановляет:

1. Просить Правительство РФ:

- принять за основу Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, подготовленные Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом предложений Российского союза ректоров, изложенных в настоящем постановлении;

- сформировать межведомственную комиссию по координации нормативно-правовой работы Правительства РФ в области развития образования под общим руководством Министерства образования и науки Российской Федерации с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, иных заинтересованных ведомств.

2. Совместной рабочей группе Российского союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием представителей Российской академии наук, Федерального Собрания РФ и научно-педагогической общественности по подготовке нормативных правовых актов в области развития образования и науки:

- провести комплексный системный мониторинг законодательной базы, регламентирующей правоотношения в области образования;

- подготовить предложения по оптимизации структуры и последующей кодификации нормативно-правовой базы системы образования.

3. Советам ректоров вузов подготовить и представить в совместную рабочую группу предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы системы образования.

4. Направить настоящее постановление членам Российского союза ректоров, в Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Администрацию Президента РФ, полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, в Правительство РФ, Государственную думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Российскую академию наук, Российскую академию образования, общественные организации системы образования.

Президент Российского
союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик РАН
В.А.Садовничий

     

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 4, февраль, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»