Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 1 марта 2005 года N 2


О работе Федерального агентства по образованию
в 2004 году и основных задачах на 2005 год



Заслушав и обсудив на своем расширенном заседании с участием представителей ректорского корпуса, директоров учреждений профессионального образования, педагогической и научной общественности доклад руководителя Федерального агентства по образованию (далее - Рособразование) Г.А.Балыхина "О работе Федерального агентства по образованию в 2004 году и основных задачах на 2005 год", рассмотрев представленные материалы по указанному вопросу, коллегия Рособразования полагает возможным в целом положительно оценить работу Рособразования в 2004 году по реализации государственной образовательной политики в установленной ему сфере деятельности: организации оказания государственных услуг в области образования, реализации государственной молодежной политики, повышения квалификации и переподготовки кадров профессорско-преподавательского состава, по осуществлению полномочий собственника федерального имущества.

В результате проведенной Рособразованием работы все подведомственные образовательные учреждения обеспечили организованное завершение 2003/2004 учебного года, проведение всех запланированных мероприятий по подготовке к новому учебному году и осуществление приема обучающихся на 2004/2005 учебный год.

В учебные заведения высшего профессионального образования зачислено на все формы обучения 995,1 тыс.человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 45,2% от общего приема.

В учебные заведения среднего профессионального образования зачислено на все формы обучения 271,2 тыс.человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 61,7% от общего приема.

В 2004 году осуществлены повышение квалификации и профессиональная переподготовка 58,9 тысячи научных, научно-педагогических и педагогических работников государственных учреждений образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Важнейшим элементом деятельности учебных заведений Рособразования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества оказываемых образовательных услуг. Развивается практика экспериментальной и инновационной работы по различным аспектам деятельности учебных заведений.

Многие учебные заведения в новых экономических условиях сформировали стратегию развития, разработали и успешно реализуют новые образовательные программы, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и взаимодействия с работодателями, развития общественной активности и самодеятельности студенчества, активно привлекают внебюджетные источники финансирования.

Для расширения доступности образования реализован комплекс социально-экономических мер, в числе которых важное место принадлежит процедуре разграничения полномочий и ответственности в области образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года утвержден федеральный перечень учреждений профессионального образования. В него включены 1264 государственных учреждения профессионального образования, в том числе 250 учреждений начального и 1014 учреждений среднего профессионального образования.

Осуществлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года передача 2727 учреждений начального и среднего профессионального образования, ранее подведомственных Рособразованию, в ведение субъектов Российской Федерации.

Одновременно идет процесс передачи в ведение Рособразования учреждений профессионального образования из других министерств и ведомств. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2005 года N 64-р Рособразованию уже передаются более 600 учреждений, включая 6 вузов.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" по образовательному комплексу был установлен объем государственных капитальных вложений в размере 3,9 млрд рублей по 9 федеральным инвестиционным программам, по которым государственным заказчиком выступало Рособразование. Фактически в 2004 году было выполнено работ на общую сумму 7,3 млрд.рублей.

В результате этого введено в эксплуатацию около 270 тыс.кв.м площадей, в том числе по федеральной целевой программе "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" введено в эксплуатацию 26 общеобразовательных школ и 7 объектов учреждений профессионального образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N 1507-р в г.Беслане (Республика Северная Осетия - Алания) ведется строительство 2 школ со сроком ввода к 1 августа 2005 года и 2 детских садов со сроком ввода 1 декабря 2005 года.

Значительный объем работ был выполнен Рособразованием в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ в сфере образования, в рамках которых Рособразованием были приняты от бывшего Минобразования России государственные обязательства по 1404 госконтрактам на сумму, превышающую 6 млрд рублей. С учетом дополнительно проведенных конкурсов и заключенных по их результатам контрактов общая сумма средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ в сфере образования, составила около 8 млрд рублей. При этом процент освоения ассигнований составил 99,8.

Положительно оценивая указанные выше результаты, коллегия, вместе с тем, со всей определенностью заявляет, что проделанная работа может рассматриваться лишь как исходная база, создание необходимых предпосылок для решения актуальных задач, определяемых приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством России, среди которых:

развитие системы непрерывного профессионального образования, включая создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях; расширение числа субъектов, реализующих программы непрерывного профессионального образования;

вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий и аттестации образовательных программ;

развитие модульных принципов построения программ непрерывного профессионального образования; постепенный переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;

осуществление повсеместного перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования (наряду с сохранением традиционной структуры подготовки по ряду специальностей); выработка организационных и правовых механизмов интеграции программ профессионального образования разных уровней; активное внедрение новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения, опирающихся на тесную интеграцию образования, науки и практической деятельности;

создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования, в том числе путем развития таких новых организационно-правовых форм, как государственные (муниципальные) автономные учреждения и автономные некоммерческие организации; повышения качества кадрового корпуса системы образования и совершенствования механизмов оплаты труда педагогических работников, включая создание отраслевой системы оплаты труда; широкое развитие общественных институтов в управлении образованием на всех уровнях; обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями, внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений.

Самого серьезного внимания требуют вопросы совершенствования воспитательной деятельности образовательных учреждений как неотъемлемой части образовательного процесса, направленного на формирование гражданской зрелости, развитие общественной активности, социальной и профессиональной адаптивности, высоких моральных и нравственных качеств.

Работа по реализации указанных мер в рамках полномочий и функций, установленных Рособразованию соответствующими указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, должна быть направлена на создание условий для воспитания компетентных и ответственных молодых граждан, повышения качества образования и обеспечения его доступности, роста эффективности использования финансовых и иных ресурсов, повышения гибкости сферы образования в реагировании на потребности общества и рынка труда.


Коллегия


решила:

1. Согласиться в основном с выводами и оценками, содержавшимися в докладе руководителя Рособразования Г.А.Балыхина по обсуждаемому вопросу.

2. Поддержать представленные на утверждение Министра образования и науки Российской Федерации План и основные показатели деятельности Рособразования на 2005 год (приложение 1)*.

________________

* Приложение 1 в "Бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации" не приводится. - Примечание "КОДЕКС".



Одобрить Основные мероприятия по реализации этого плана (приложение 2 - не рассылается). Руководству Рособразования доработать мероприятия с учетом настоящего решения, утвердить и обеспечить контроль за их выполнением.

3. Руководителям подведомственных образовательных учреждений организовать обсуждение Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и разработку первоочередных и перспективных мер по их реализации применительно к условиям и специфике своего образовательного учреждения, рассматривая эту работу как логическое продолжение процессов модернизации российского образования, решения ее главных задач: расширения доступности и достижения высокого качества образования при максимальном снижении необходимых для этого затрат финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов, в целях создания условий, позволяющих формировать поколение молодежи, осознающее свою ответственность за завтрашний день страны, обладающее знаниями и компетентностью, необходимыми для активного участия в его созидании, свободное от иждивенческих настроений, прочно укоренившихся в общественном сознании, - поколения, ориентированного на успешность в широком современном смысле этого слова.

4. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.) содействовать развитию и внедрению в образовательный процесс учебных заведений систем управления качеством подготовки кадров, современных образовательных ресурсов и технологий, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникации, дистанционных формах обучения.

5. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.), Управлению федерального имущества и материально-технической базы (Сергееву С.К.), Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) обеспечить реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 января 2005 года N 64-р о передаче в ведение Рособразования государственных учреждений образования и совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по оптимизации сети подведомственных Рособразованию государственных образовательных учреждений с учетом их профильности и регионального размещения, принять меры к рационализации сети филиалов образовательных учреждений и существенному улучшению качества их работы.

Изучить вопрос о необходимости актуализации организационно-нормативной документации учреждения среднего профессионального образования и подготовить соответствующие предложения.

6. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.), Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) обеспечить масштабы и структуру подготовки кадров в подведомственных учреждениях образования исходя из потребностей рынка труда.

Разместить и довести в установленные сроки государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием до подведомственных высших учебных заведений и контрольные цифры приема до подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом переданных в ведение Рособразования образовательных учреждений профессионального образования.

7. Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.), Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Кокодееву С.Н.) совместно с другими управлениями осуществить меры по определению приоритетов бюджетного финансирования и подготовке на их основе предложений к проекту федерального бюджета на 2006 год, обеспечить исполнение бюджета 2005 года, контроль за своевременным, целевым, рациональным использованием средств, предусмотренных федеральным бюджетом для финансирования деятельности Рособразования и подведомственных ему учреждений, организаций и предприятий.

8. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.), Управлению по делам молодежи (Баринову С.В.), Управлению международного образования и сотрудничества (Дмитриеву Н.М.) и Управлению экономики и финансов (Фролову Ю. Н.) обеспечить организационно-методическое сопровождение разработки проектов Федеральной целевой программы развития образования, федеральных целевых программ "Молодежь России" и "Русский язык" на 2006-2010 годы, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации" и межведомственной программы "Внедрение эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов на 2006-2009 годы".

9. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.) в срок до 15 марта 2005 года сформировать и представить для утверждения в установленном порядке проекты реализации федеральных целевых программ в 2005 году и план-график проведения конкурсов по этим программам.

10. Управлению федерального имущества и материально-технической базы (Сергееву С.К.) принять все меры для обеспечения выполнения возросшего объема инвестиционных программ, повышения эффективности использования выделенных средств, их консолидации на пусковых объектах с высокой степенью готовности, снижения стоимости работ и производственных издержек. Взять под особый контроль своевременный ввод объектов в г.Беслане.

Совместно с руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителями образовательных учреждений расширить практику привлечения дополнительных средств на строительство и реконструкцию объектов образовательных учреждений.

Подготовить письма в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с рекомендациями о разработке региональных программ в рамках программы "Безопасность образовательного учреждения".

11. Управлению международного образования и сотрудничества (Дмитриеву Н.М.) осуществить в 2005 году мероприятия, обеспечивающие:

поддержку участия образовательных учреждений в международном рынке образования путем организации за рубежом выставок-ярмарок образовательных услуг;

расширение подготовки в российских вузах и их филиалах национальных кадров для зарубежных стран;

содействие в инициировании и реализации международных программ и проектов с участием российских образовательных учреждений;

распространение русского языка в зарубежных странах.

12. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.), Административному управлению (Павлюкову В.А.) обеспечить информирование общественности о материалах настоящего заседания коллегии путем размещения их на сайте Рособразования в Интернете, через печатные и электронные средства массовой информации.

Председатель коллегии
Г.Балыхин




Текст документа сверен по:

"Бюллетень Министерства
образования и науки Российской
Федерации", N 4, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»