Недействующий

Проект N 147600-4*
_____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Государственной Думой.-
Примечание "КОДЕКС".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации


    Статья 1. Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; 2004, N 45, ст. 4377) следующие изменения:

     

     1) дополнить статьей 21 следующего содержания:

"Статья 21. Исключение юридического лица, фактически прекратившего
свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц

1. Юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо), может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

     

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны публиковаться сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены такие заявления.

     

2. 4. Заявления могут быть направлены недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявления решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается. Такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.";

     

     2) в статье 22:

наименование дополнить словами "и при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц";

     дополнить пунктами 7-9 следующего содержания:

"7. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 211 настоящего Федерального закона, недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

     

8. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано этим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами в течение одного года с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

     

9. Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе жалобы и заявления кредиторов или иных заинтересованных лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.";

     

     3) абзац второй пункта 3 статьи 26 изложить в следующей редакции:

"Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.".

Статья 2. Абзац первый пункта 3 статьи 49 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) изложить в следующей редакции:

     
     "3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.".

     Статья 3.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", применяются и в том случае, если они истекли до вступления в силу настоящего Федерального закона или в течение года со дня вступления его в силу.

     

3. Порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный настоящим Федеральным законом, распространяется также на юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


 Президент
     Российской Федерации
     В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и
в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в срок до 1 января 2003 г. уполномоченные лица юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., обязаны были представить в регистрирующий орган предусмотренные указанным Федеральным законом сведения.

     

По данным налоговых органов, по состоянию на 20 февраля 2003 г. примерно 1,6 млн. ранее зарегистрированных юридических лиц не выполнили указанное требование Федерального закона, что является основанием для их ликвидации. Как правило, это "мертвые" юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, не имеющие имущества, органов управления и работников. По оценке налоговых органов и с учетом реальных возможностей судебной системы, ликвидация таких юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств, в том числе в связи с необходимостью увеличения численности судей.

     

Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации позволит быстро и с минимальными затратами решить задачу исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц с предоставлением необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц.

     

Законопроект предусматривает исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа с соблюдением административной процедуры и с последующим судебным контролем, что обеспечит законность принимаемых решений. Аналогичный опыт существует за рубежом.

     

Законопроектом определяются критерии, позволяющие установить юридических лиц, которые никакой деятельности не осуществляют (фактически уже самоликвидировались): 1) непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и 2) отсутствие в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету.

     

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц предполагает принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении с последующим его опубликованием в печатном органе. Такая норма включена в законопроект в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц.

     

Если в течение предусмотренного законопроектом срока и в установленном порядке никто из заинтересованных лиц не заявит о том, что исключение недействующего юридического лица из реестра затрагивает их права и законные интересы, регистрирующий орган исключает такое юридическое лицо из реестра путем внесения в него соответствующей записи.

     

В том случае, если исключение недействующего юридического лица из реестра нарушает права и законные интересы третьих лиц, недействующее юридическое лицо может быть ликвидировано как отсутствующий должник (статьи 227 - 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") с предоставлением судебных гарантий защиты прав и законных интересов третьим лицам и должнику.

     

Законопроектом предусматривается возможность обжаловать исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в течение одного года с момента, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, что также является важной гарантией защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц.

     

Внесение изменений в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации обусловлено необходимостью согласовать с учетом предлагаемых изменений терминологию Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с целью единообразного определения момента прекращения правоспособности юридического лица.

     

Законопроект полностью корреспондируется с механизмом ликвидации отсутствующих должников, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", который будет действовать лишь в тех случаях, когда процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не была осуществлена в связи с направлением заявлений заинтересованными лицами.

     

На N А4-18056П от 29 ноября 2004 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и
в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу Президентом
Российской Федерации


     В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и требующих заключения Правительства Российской Федерации, направляется официальный отзыв.

Законопроектом определяются признаки, при наличии которых юридические лица признаются недействующими, и порядок исключения данных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решений регистрирующего органа. При этом в момент исключения юридического лица из государственного реестра его правоспособность прекращается.

Принятие законопроекта позволит создать механизм упрощенной ликвидации недействующих юридических лиц, обеспеченный последующим судебным контролем, а также повысить достоверность и актуальность сведений, содержащихся в государственном реестре. При этом реализация положений законопроекта не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.

     Вместе с тем по законопроекту необходимо отметить следующие замечания.

Внесение регистрирующим органом записи об исключении недействующих юридических лиц из реестра согласно законопроекту означает прекращение в принудительном порядке их гражданской правоспособности.

     

В этой связи требуется дополнение Гражданского кодекса Российской Федерации статьей, вводящей новеллы о прекращении правоспособности юридических лиц без проведения процедуры ликвидации. При этом изменение пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не требуется.

     

Кроме того, предлагаемая процедура не учитывает последствий выявления имущества юридического лица после прекращения его правоспособности и определения правовой судьбы данного имущества.

В пункте 1 статьи 1 законопроекта, предусматривающем изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", следует уточнить документы отчетности в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также определить срок, в течение которого принимается решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра.

     

Нуждается в уточнении порядок исчисления срока, установленного в пункте 2 статьи 3 законопроекта, имея в виду недопустимость придания закону обратной силы.

     

Представляется излишним содержащееся в пункте 3 статьи 3 законопроекта указание на распространение его действия в отношении юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона с учетом указанных замечаний.



Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков



Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»