Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 апреля 2005 года N 245-О

     
По жалобе гражданина Морозова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.В.Морозова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В.Морозов оспаривает конституционность положения пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае снятия кандидатом своей кандидатуры.

По мнению заявителя, данное положение препятствует проведению свободных и равных выборов, необоснованно ограничивает избирательные права граждан, нарушает имущественные права кандидата и, следовательно, противоречит статьям 3 (часть 2), 19 (часть 2) и 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также международным актам о правах человека.

Как следует из жалобы и приложенных документов, заявитель, выдвинувший 20 января 2004 года в порядке самовыдвижения свою кандидатуру для участия в выборах депутатов Государственной Думы 14 марта 2004 года по одномандатному избирательному округу города Санкт-Петербурга, 26 января 2004 года внес избирательный залог в размере 900000 руб. 28 января 2004 года А.В.Морозов подал в окружную избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, однако в тот же день, спустя три часа, он подал в окружную избирательную комиссию заявление об отказе участвовать в выборах и снятии своей кандидатуры по состоянию здоровья. Окружная избирательная комиссия 28 января 2004 года вынесла решение о снятии кандидатуры А.В.Морозова и о возврате избирательного залога на его специализированный счет, однако 11 февраля 2004 года отменила это решение в части возврата избирательного залога и постановила перечислить соответствующую сумму в доход федерального бюджета. Санкт-Петербургский городской суд решением от 17 августа 2004 года со ссылкой в том числе на положение пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отказал в удовлетворении жалобы А.В.Морозова на данное решение окружной избирательной комиссии.

2. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в сохраняющих свою силу постановлениях от 11 июня 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 17 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также в Определении от 10 июля 2003 года N 264-О по жалобе гражданина В.И.Агейченкова, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится требование собрать определенное количество подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или внести установленный избирательный залог.

Институт избирательного залога не связан с результатами выборов, а является лишь одним из условий участия в избирательной кампании для тех, кто по собственной воле принял решение не собирать подписи в поддержку кандидата (списка кандидатов). Установление избирательного залога предоставляет дополнительную возможность для лица зарегистрироваться в качестве кандидата, не собирая подписи избирателей в свою поддержку и облегчая тем самым процесс регистрации.

В силу Конституции Российской Федерации граждане осуществляют пассивное избирательное право на основе принципа свободных выборов (статья 3, часть 3; статья 32, часть 2), т.е. на добровольной, а не на принудительной основе; быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления - право, а не обязанность гражданина. Следовательно, кандидату на выборах должна быть гарантирована возможность снять свою кандидатуру при условии обеспечения баланса между свободой участия в выборах и требованиями их результативности, недопущения злоупотребления правами, срыва выборов, а также при соблюдении критериев возможных ограничений избирательных прав.

По смыслу приведенных правовых позиций и ряда положений  Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", касающихся выдвижения и регистрации кандидатов (статьи 34 и 38), предназначение избирательного залога как условия регистрации кандидата реализуется с момента регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией.

Таким образом, оспариваемое положение пункта 13 статьи 38 названного Федерального закона в системном единстве с другими его положениями в конституционно-правовом истолковании, вытекающем из названных решений Конституционного Суда Российской Федерации, в случае снятия кандидатом своей кандидатуры до момента его регистрации избирательной комиссией по вынуждающим обстоятельствам и при условии прекращения им всех избирательных действий, не может рассматриваться как препятствующее возврату избирательного залога в избирательный фонд кандидата.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Морозова Александра Владимировича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл положения пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

3. Правоприменительные решения по делу гражданина Морозова Александра Владимировича, основанные на положении пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов


Текст документа сверен по:

рассылка