ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 сентября 2005 года N 119-Т


О современных подходах к организации корпоративного
 управления в кредитных организациях



Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации.

Настоящим письмом Банк России информирует о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях, основанных на передовой зарубежной практике и учитывающих требования законодательства Российской Федерации.

_______________

При подготовке информации использованы следующие документы:

Принципы корпоративного управления, согласованные странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 22 апреля 2004 года (см. http://www.oecd.org/daf/corporate/principles);

рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях" (1999) ("Вестник Банка России" от 25.07.2001 N 46), а также "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" (1997) ("Вестник Банка России" от 02.07.98 N 45);

федеральные законы "О банках и банковской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 10, ст.1254; N 28, ст.3459, 3469, 3477; 2001, N 26, ст.2586; N 33 (часть 1), ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 27 (часть 1), ст.2700; N 50, ст.4855; N 52 (часть 1), ст.5033, 5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; N 45, ст.4377; 2005, N 1 (часть 1), ст.18, ст.45), "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.1; N 25, ст.2956; 1999, N 22, ст.2672; 2001, N 33 (часть 1), ст.3423; 2002, N 12, ст.1093; N 45, ст.4436; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 11, ст.913; N 15, ст.1343; N 49, ст.4852; 2005, N 1 (часть 1), ст.18) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.785; N 28, ст.3261; 1999, N 1, ст.2; 2002, N 12, ст.1093; 2005, N 1 (часть 1), ст.18);

Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р ("Вестник ФКЦБ России" от 30.04.2002 N 4);

Приложения N 1-3 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 года, N 6251 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 17.01.2005 N 3).

Общие положения

1. Под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами в части:

_______________

Согласно статье 10 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления (общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган), о порядке их образования и об их полномочиях.

К заинтересованным лицам могут также относиться служащие, кредиторы, вкладчики, другие клиенты и контрагенты кредитной организации, несоблюдение интересов или законных требований которых может оказать негативное влияние на стабильность функционирования кредитной организации. Базельский комитет по банковскому надзору относит к заинтересованным лицам также органы банковского регулирования и надзора, органы государственной власти.


определения стратегических целей деятельности кредитной организации, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью кредитной организации) и контроля за их достижением;

создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими кредитной организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности кредитной организации;

достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц;

обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации, а также принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и(или) иными саморегулируемыми организациями и(или) определяемых внутренними документами кредитной организации.

2. Основными направлениями корпоративного управления в кредитных организациях являются:

2.1. распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов;

2.2. определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);

2.3. предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;

2.4. определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;

2.5. определение порядка и контроль за раскрытием информации о кредитной организации.

     

Распределение полномочий между органами управления

3. Распределение полномочий обеспечивает разграничение общего руководства, осуществляемого участниками (акционерами) и советом директоров (наблюдательным советом), и руководства текущей деятельностью кредитной организации, осуществляемого ее исполнительными органами.

     

Совет директоров (наблюдательный совет)

4. Организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) предполагает определение основных функций этого органа управления, требований, предъявляемых к членам совета директоров (наблюдательного совета), а также требований к порядку осуществления ими своих полномочий.

5. Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат перечень вопросов, относимых к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), который может быть дополнен уставом кредитной организации.

С учетом норм вышеуказанных федеральных законов и передовой зарубежной практики к основным вопросам деятельности совета директоров (наблюдательного совета) можно отнести:

определение приоритетных направлений деятельности кредитной организации (в том числе для представления их на утверждение общего собрания участников кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью);

рассмотрение бизнес-планов, выносимых на утверждение общего собрания участников (акционеров), и рассмотрение отчетов исполнительных органов об исполнении бизнес-планов;

_______________

Требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России определены Указанием Банка России от 05.07.2002 N 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" ("Вестник Банка России" от 15.07.2002 N 39).


одобрение сметы расходов кредитной организации на планируемый финансовый год;

утверждение внутренних документов по:

а) управлению банковскими рисками (управление собственными средствами (капиталом), активами и обязательствами кредитной организации, проведение операций по размещению средств и так далее);

б) организации внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

в) предотвращению конфликта интересов между участниками (акционерами) кредитной организации, членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, сотрудниками, кредиторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами;

г) кадровому обеспечению, включая вопросы заработной платы, вознаграждений и иных выплат;

д) раскрытию информации о кредитной организации;

осуществление контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа (его заместителей), коллегиального исполнительного органа и иных функций в рамках системы внутреннего контроля;

_______________

См., в частности, п.1 Приложения 1 к Положению Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года, N 5489 ("Вестник Банка России" от 04.02.2004 N 7).


определение критериев подбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительные органы кредитной организации;

утверждение перечня и уровня существенности (внутрибанковских лимитов) банковских операций и других сделок, подлежащих рассмотрению советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с внутренними документами;

_______________

В частности, по сделкам, несущим кредитный риск, к полномочиям совета директоров (наблюдательного совета) целесообразно также относить рассмотрение предполагаемых к осуществлению сделок, предусмотренных п.1.2 и 1.3 Письма Банка России от 17.01.2005 N 2-Т "О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении" ("Вестник Банка России" от 19.01.2005 N 2).


анализ собственной работы в целях внесения предложений общему собранию участников (акционеров) по повышению ее эффективности по вопросам, требующим принятия решения общим собранием участников (акционеров);

оценка деятельности кредитной организации с точки зрения удовлетворения кредитных и инвестиционных потребностей региона местонахождения ее головного офиса, филиалов и внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения головного офиса кредитной организации (филиала);

координация проверки достоверности отчетности, выполняемой аудиторской организацией, службой внутреннего контроля и другими служащими кредитной организации.

6. Совет директоров (наблюдательный совет) формируется с учетом требований действующего российского законодательства. В соответствии с п.2 статьи 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. При формировании состава совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в него могут избираться:

физические лица, являющиеся участниками (акционерами), и(или) аффилированные физические лица участников (акционеров) кредитной организации;

лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, другие члены коллегиального исполнительного органа (исполнительные директора), иные служащие кредитной организации;

независимые директора кредитной организации.

7. Согласно статье 66 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статье 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" порядок образования (избрания) совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или решением общего собрания общества. При этом члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. Кроме того, количество членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества не может быть менее пяти (для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количество членов совета директоров (наблюдательного совета) не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов).

_______________

Практика совмещения одним лицом исполнения функций председателя совета директоров (наблюдательного совета) и единоличного исполнительного органа, ранее достаточно распространенная в странах англосаксонской системы права, в последнее время подвергается критике и не рассматривается в качестве передовой.


Согласно пп.2.2.3 главы 3 Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 N 421/р (далее - Кодекс корпоративного поведения), независимые директора должны составлять не менее одной четверти состава совета директоров (наблюдательного совета). При этом в уставе общества рекомендуется предусмотреть, чтобы в совете директоров (наблюдательном совете) было достаточное количество независимых директоров.

В зарубежной практике принято, чтобы количество независимых директоров, входящих в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, было достаточным для обеспечения объективности, взвешенности и независимости принимаемых управленческих решений.

_______________

Так, в соответствии с Кодексом Совета по корпоративному управлению (Германия) в совет директоров должно входить достаточное количество независимых директоров.


При разработке порядка избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации целесообразно учитывать изложенную выше информацию о зарубежном опыте в части соблюдения пропорций между численностью в совете директоров (наблюдательном совете) категорий лиц, указанных в п.6 настоящего письма.

8. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что кандидаты в члены совета директоров (наблюдательного совета) должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Данное положение Закона направлено на исключение избрания (назначения) в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации некомпетентных лиц или лиц с ненадлежащей деловой репутацией. Для учета индивидуальных особенностей, характера и масштабов деятельности, а также положений кадровой политики и принципов профессиональной этики, принятых кредитной организацией, в зарубежной практике предусматривается предоставление совету директоров (наблюдательному совету) права устанавливать дополнительные требования и критерии отбора кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета). Принципы корпоративного управления ОЭСР от 22 апреля 2004 года (далее - Принципы корпоративного управления ОЭСР) рекомендуют создание в составе совета директоров (наблюдательного совета) специального комитета по кадрам и вознаграждениям.

9. Принципы корпоративного управления ОЭСР в качестве одного из важнейших условий обеспечения объективности, взвешенности и независимости решений совета директоров (наблюдательного совета) рассматривают возможность эффективного выполнения его членами своих обязанностей. Чтобы указанные лица имели достаточно времени и возможностей для надлежащего исполнения ими своих обязанностей, в числе требований к членам совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в зарубежной практике принято предусматривать ограничение количества организаций, в которых они являются членами совета директоров (наблюдательного совета) или с которыми находятся в трудовых отношениях. Подобное ограничение целесообразно установить в уставе и(или) положении о совете директоров (наблюдательном совете) кредитной организации.

10. При установлении в учредительных и(или) внутренних документах требований, предъявляемых к независимым директорам, кредитная организация может руководствоваться критериями, предусмотренными пп.2.2.2 главы 3 Кодекса корпоративного поведения и п.2 Приложения N 1 к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»