Действующий

     
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 6 сентября 2005 года N 4275/05

     

[Суд отменил определение, которым конкурсный управляющий отказал во включении в реестр требований кредиторов должника первой очереди часть требования отделения ФСС, так как судами первой и кассационной инстанций сделан ошибочный вывод о том, что требование отделения фонда в части, касающейся применения коэффициентов капитализации, и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, не может быть включено в реестр требований кредиторов должника]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хачикяна A.M., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление государственного учреждения "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-Б и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители: от заявителя - государственного учреждения "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" - Барулина В.М., Безпрозванных А.С., Шишеня Е.Г.; от открытого акционерного общества "Свияга" - Безгузов А.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Хачикяна A.M., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

В ходе осуществления процедуры банкротства - конкурсного производства, введенной Арбитражным судом Ульяновской области в отношении открытого акционерного общества "Свияга" (далее - должник) государственное учреждение "Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - отделение фонда) предъявило должнику требование о включении в реестр требований кредиторов первой очереди капитализированных платежей в размере 4242020 рублей 8 копеек, из них: 3513580 рублей 74 копейки для обеспечения ежемесячных страховых выплат (указанная сумма исчислена с использованием коэффициентов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевших), 728439 рублей 34 копейки для оплаты дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию потерпевших. Расчет суммы указанных платежей произведен отделением фонда согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).

Конкурсный управляющий направил в арбитражный суд возражения относительно требования отделения фонда, приложив к ним собственный расчет платежей, подлежащих, по его мнению, капитализации. Он полагал, что под капитализированными повременными платежами, упомянутыми в статье 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), понимаются только ежемесячные страховые выплаты без учета дополнительных расходов на социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию потерпевших; период капитализации установлен названным Законом. Поэтому размер требования отделения фонда по каждому из потерпевших конкурсным управляющим признан лишь в части величины, получаемой путем умножения размера ежемесячной страховой выплаты, установленного на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, на период капитализации - до достижения потерпевшим возраста семидесяти лет, но не менее чем десять лет.

Определением от 22.09.2004 суд первой инстанции, признав правильными возражения конкурсного управляющего и представленный им расчет, включил в реестр требований кредиторов должника первой очереди требование отделения фонда частично (в размере 2916851 рубля 64 копеек); в отношении остальной части платежей заявленное требование оставил без удовлетворения.

Суд счел, что в части 1 статьи 135 Закона о банкротстве изложены специальные правила исчисления размера капитализированных платежей: капитализации подлежат повременные платежи, установленные на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и подлежащие выплате до достижения гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет; применение же повышающих коэффициентов и учет дополнительных расходов, связанных с социальной, медицинской и профессиональной реабилитацией потерпевших, не предусмотрены; Методика при определении размера данных платежей в деле о банкротстве применению не подлежит.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 27.01.2005 оставил названное определение без изменения, признав выводы суда первой инстанции правильными.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора определения суда первой и постановления суда кассационной инстанций отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.

В отзыве на заявление и дополнении к нему конкурсный управляющий просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на заявление и дополнении к нему, возражениях отделения фонда и объяснениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).

Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101).

Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.

С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.

В статье 135 Закона о банкротстве использован термин "повременные платежи", однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.

Поэтому часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст.2 Закона о социальном страховании).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п.3 ст.10, п.1 ст.12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (п.2 ст.23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (п.1 ст.20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.

Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.

Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.

Между тем судами не учтено, что, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (п.1 ст.1 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало постановление N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.

Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.

Таким образом, судами первой и кассационной инстанций сделан ошибочный вывод о том, что требование отделения фонда в части, касающейся применения коэффициентов капитализации, и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, не может быть включено в реестр требований кредиторов должника.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-Б и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.

Председательствующий
А.А.Иванов



Текст документа сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 1, 2006 год