Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 года N 518-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт" на нарушение конституционных прав и свобод положениями глав 23 и 24, статей 153, 191, 192, 193, 197, 198, 199, 287, 292, 299, 301, 305 и 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию ООО "Нефте-Стандарт" вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Нефте-Стандарт" просит признать не соответствующими статьям 45, 46, 47 (часть 1), 50 (часть 2), 55 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации следующие положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

- главу 23 о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также часть 2 статьи 191, часть 1 статьи 192 и статью 193 о порядке рассмотрения указанной категории дел; о праве на обращение с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим; о требованиях к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим;

- главу 24 о рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, а также часть 2 статьи 197, часть 1 статьи 198 и статью 199 о порядке рассмотрения указанной категории дел; о праве на обращение с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными и о требованиях к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным;

- статью 153 и пункт 6 части 1 статьи 287 о судебном заседании арбитражного суда и о полномочиях арбитражного суда кассационной инстанции;

- часть 1 статьи 292, части 4, 8 и 9 статьи 299, статью 301, пункт 4 части 1 статьи 305 и статью 306 о пересмотре судебных актов и о рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора; о содержании определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; о постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; о содержании постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как следует из жалоб, несоответствие Конституции Российской Федерации указанных законоположений заявитель усматривает в том, что они препятствуют ему в судебном обжаловании письма федерального государственного учреждения "Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации", которое, как он полагает, нарушает его права и законные интересы.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалобы не соответствуют требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "Нефте-Стандарт" материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

ООО "Нефте-Стандарт" указывает, что постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2004 года было прекращено производство по делу по его заявлению о признании недействительным письма федерального государственного учреждения "Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации" на том основании, что письмо не может быть признано ни нормативным, ни ненормативным актом, носит информационный (общеразъяснительный) характер, а потому не подлежит оспариванию в арбитражном суде.

Между тем оспариваемые заявителем законоположения не препятствуют оспариванию в судебном порядке актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе писем центров стандартизации, метрологии и сертификации, если по своему содержанию они затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности в той или иной сфере экономики. При рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, - иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации. Такую правовую позицию сформулировал Конституционный Суд Российской Федерации в своем официально опубликованном Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом "Персона". Данная позиция сохраняет свою силу и применима при разрешении вопроса, поставленного заявителем.

Решение же вопросов о том, какой характер - нормативный или ненормативный - носят письма федерального государственного учреждения "Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации", а также о возможности их оспаривания в арбитражном суде к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданина или объединения граждан допустима, если оспариваемый закон применен или подлежит применению в деле заявителя; согласно статье 96 названного Закона к жалобе должна быть приложена копия документа, подтверждающего этот факт.

Между тем из представленных заявителем документов не усматривается применение части 4 статьи 299, пункта 4 части 1 статьи 305 и статьи 306 АПК Российской Федерации в деле с его участием.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт", поскольку разрешение поставленных в них вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
 Конституционного Суда
 Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
 Конституционного Суда
 Российской Федерации
Ю.М.Данилов





Текст документа сверен по:

рассылка