Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 31 января 2006 года N 1


[О работе по совершенствованию имущественно-земельных отношений в системе учреждений,
предприятий и организаций Рособразования]

1. О работе по совершенствованию имущественно-земельных
отношений в системе учреждений, предприятий и
организаций Рособразования



Заслушав и обсудив доклад начальника Управления федерального имущества и развития материально-технической базы С.К.Сергеева о работе по совершенствованию имущественно-земельных отношений, учета, эффективного и рационального использования федерального имущества, закрепленного за учреждениями, предприятиями и организациями Рособразования, коллегия отмечает, что система учета и эффективного управления имущественно-земельными комплексами федеральных государственных учреждений и предприятий постоянно совершенствуется с учетом положений законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РФ от 11.12.97 N 1278 и распоряжения Правительства РФ от 29.12.97 N 1939 Минобразованием России совместно с подведомственными ему учреждениями, предприятиями и организациями проведена инвентаризация федерального имущества, которая была завершена по установленным формам в 1999 году.

По результатам проведенной инвентаризации установлено, что в ведении учреждений, предприятий и организаций находится значительное количество объектов недвижимого имущества и земельных участков.

В связи с этим коллегия Минобразования России, состоявшаяся 18 мая 1999 года по вопросу "О формировании и использовании отраслевого реестра федеральной собственности Минобразования России", одобрила программу "Ведомственный реестр" и приняла решение о создании информационного центра Минобразования России в г.Москве и межрегионального центра в г.Новосибирске для сбора, обработки и подготовки материалов ведомственного учета (реестра) объектов недвижимого имущества и земельных участков. В соответствии с приказом Минобразования России от 31.05.99 N 3 созданы Центральное кадастровое бюро на базе Московского государственного университета геодезии и картографии, а также Сибирское межрегиональное кадастровое бюро на базе Сибирской государственной геодезической академии. Первичной базой для формирования Ведомственного реестра являлись документы инвентаризации.

В целях организации и учета федерального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом постановлением Правительства РФ от 03.07.98 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества и ведении его реестра, которым предусмотрено создание информационной системы (реестра), построенной на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и необходимые данные о них, которые подлежат учету в Государственном банке данных, ведение которого было поручено Мингосимуществу России.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.98 N 696 предусмотрено постоянное обновление материалов данных учета федеральной собственности на основе представляемых документов на объекты недвижимого имущества.

В связи с приказом Минобразования России от 19.06.2000 N 1803 для развития системы учета объектов недвижимого имущества дополнительно создано 7 региональных кадастровых бюро, которым поручено обеспечивать своевременное обновление сведений о имущественно-земельных комплексах, закрепленных за подведомственными Минобразованию России учреждениями, предприятиями и организациями.

Однако несмотря на постоянное внимание, уделяемое вопросам учета федерального недвижимого имущества, до настоящего времени функционирующие отраслевые кадастровые бюро не в полном объеме обеспечили внесение сведений в Ведомственный реестр. Причинами этого являются длительная и дорогостоящая процедура оформления документов и регистрации прав на недвижимое имущество и земельные участки, плохая исполнительская дисциплина некоторых руководителей учреждений и, как следствие, непредставление образовательными учреждениями сведений и правоустанавливающих документов, приводящее к невозможности формирования полной информационной базы данных.

Большое значение придается вопросу вовлечения в хозяйственный оборот объектов недвижимости и земельных участков на инвестиционных условиях. В настоящее время Рособразованием рассмотрено и дано согласие образовательным учреждениям на представление в Росимущество 29 инвестиционных проектов для дальнейшего их рассмотрения и согласования. Сложности в этой работе обуславливаются также отсутствием нормативной правовой базы, определяющей порядок реализации инвестиционных предложений.

На основании распоряжения Правительства РФ от 24.01.2005 N 64-р в 2005 году в ведение Рособразования передано 469 образовательных учреждений с имущественно-земельными комплексами.

По принимаемым федеральным образовательным учреждениям продолжается работа по сбору и анализу представляемых ими правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и земельные участки с целью внесения соответствующих сведений о них в Ведомственный реестр.

По предварительной оценке, у принимаемых учреждений общая площадь зданий и сооружений составляет более 7 млн.м и площадь земельных участков - более 320 тыс.га, в том числе по учреждениям бывшего Россельхоза - около 300 тыс.га.

В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 24.01.2005 N 64-р и от 04.07.2005 N 931-р за Рособразованием закреплено 81 федеральное государственное унитарное предприятие.

На основании утвержденных прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на 2004-2006 годы процесс приватизации осуществляется на 31 федеральном государственном унитарном предприятии.

Подлежат реорганизации 18 предприятий путем присоединения их к соответствующим образовательным учреждениям высшего профессионального образования в качестве структурных подразделений.

Решается вопрос о ликвидации 16 предприятий.

Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 утвержден Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который включены 10 предприятий, находящихся в ведении Рособразования.

В результате проведенного анализа представленных федеральными государственными унитарными предприятиями документов установлено, что три предприятия - научное конструкторско-технологическое бюро "Парсек", особое конструкторско-технологическое бюро "Орион" и специальное конструкторско-технологическое бюро "Полюс" - не соответствуют статусу стратегических предприятий из-за отсутствия в настоящее время оборонного заказа. Обоснованные Рособразованием предложения по исключению указанных предприятий из перечня стратегических направлены в Минобрнауки России.

С целью дальнейшего совершенствования организации работы в системе учреждений, предприятий и организаций Рособразования по управлению и использованию федерального имущества и обеспечению эффективности этой работы коллегия решила.

1. Принять к сведению доклад "О работе по совершенствованию имущественно-земельных отношений в системе учреждений, предприятий и организаций Рособразования".

2. Управлению федерального имущества и развития материально-технической базы (С.К.Сергееву), Управлению экономики и финансов (Ю.Н.Фролову) в I квартале 2006 года обеспечить сбор документов, необходимых для расчета средств по уплате налога на имущество и земельные участки подведомственными Рособразованию учреждениями.

3. Управлению федерального имущества и развития материально-технической базы (С.К.Сергееву):

3.1. Продолжить в течение 2006 года работу по совершенствованию системы учета объектов движимого и недвижимого имущества, а также земельных участков, закрепленных за подведомственными Рособразованию учреждениями.

3.2. Провести в I квартале 2006 года совместно с комиссией Рособразования по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Рособразованию, оценку работы стратегических предприятий с целью подготовки предложений о целесообразности их сохранения в данном статусе.

3.3. Завершить в течение I квартала 2006 года работу по утверждению уставов федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Рособразованию, с учетом законодательных актов и в соответствии с Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.08.2005 N 205.

3.4. Организовать в течение I полугодия 2006 года прием, обработку и анализ правоустанавливающих документов по имущественно-земельным комплексам образовательных учреждений, переданных на 1 января 2006 года в ведение Рособразования, и обеспечить внесение в Ведомственный реестр сведений об указанных комплексах.

3.5. Продолжить в течение 2006 года практику оказания методической и практической помощи руководителям организаций, подведомственных Рособразованию, по вопросам управления федеральным имуществом, соблюдения законодательных и нормативных правовых актов, в том числе путем проведения целевых семинаров и совещаний.

3.6. Совместно с Московским государственным университетом геодезии и картографии (Центральным кадастровым бюро):

- обеспечить до 1 июля 2006 года сбор и анализ правоустанавливающих документов на имущественно-земельные комплексы учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Рособразованию, и внесение в Ведомственный реестр сведений по состоянию на 1 января 2006 года;

- подготовить до 1 марта 2006 года план работы и развития системы "Ведомственный кадастр", направленный на совершенствование технологии сбора, учета и обработки информации об объектах недвижимого имущества и земельных участках, предусмотрев в нем ежегодное обновление документов на федеральное имущество и земельные участки подведомственных Рособразованию организаций и учет этих изменений в базах данных;

- разработать и представить до 1 июля 2006 года на утверждение в Рособразование Положение о Ведомственном реестре (кадастре) Рособразования с учетом действующего законодательства Российской Федерации.

4. Обратить внимание руководителей подведомственных учреждений и предприятий на необходимость представления до 1 марта 2006 года в Управление федерального имущества и развития материально-технической базы и кадастровые бюро копии обновленных перечней объектов недвижимости, карт учета федерального имущества, а также не представленные ранее свидетельства о внесении имущества в реестр и свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки.

5. Управлению федерального имущества и развития материально-технической базы (С.К.Сергееву) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.

2. О предварительных результатах реализации в 2005 году
проектов и мероприятий в рамках федеральных
целевых программ (ФПРО и РЕОИС)


Заслушав и обсудив доклад начальника Управления программ развития в сфере образования А.В.Карпова "О предварительных результатах реализации в 2005 году проектов и мероприятий в рамках Федеральной программы развития образования и федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (далее - ФПРО и РЕОИС), коллегия отмечает целенаправленную деятельность структурных подразделений Рособразования по реализации в 2005 году проектов и мероприятий в рамках указанных программ.

В частности, в 2005 году в рамках Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы по основным направлениям были достигнуты следующие результаты.

По направлению 1 "Совершенствование структуры и содержания образования" (340 млн.рублей) разработаны и апробированы модели:

- обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования;

- профильного обучения, обеспечивающего реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся;

- устройства системы непрерывного профессионального образования;

- образовательных программ и стандартов на модульной основе.

Все вышеперечисленные модели предназначены для использования в рамках дальнейших работ Минобрнауки России по данной тематике и внедрения в существующую систему дополнительного профессионального образования.

Кроме того, в рамках указанного направления была сформирована профессионально-квалификационная структура подготовки кадров по уровням профессионального образования, которую предполагается использовать в системе федеральных органов исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ.

По направлению 2 "Формирование общенациональной системы оценки качества образования" (320 млн.рублей):

- подготовлены нормативно-правовая и методическая базы для проведения ЕГЭ;

- организовано проведение единого государственного экзамена в 78 регионах - участниках эксперимента.

По направлению 3 "Развитие институциональных механизмов управления образованием" (210 млн.рублей) разработаны и апробированы:

- модели отраслевой системы оплаты труда в сфере образования;

- механизм бюджетного финансирования высшего профессионального образования на основе нормативно-подушевого метода;

- модель многоканального финансирования высшего профессионального образования с использованием различных финансовых инструментов;

- система показателей и инструментария статистики системы образования.

Указанные проектные, аналитические, нормативные и методические документы предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, субъектами рынка труда, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Реализованы проекты, направленные на усиление общественной составляющей в системе управления профессиональным образованием, а также на развитие Интернет-сайтов, подготовку статей, теле- и радиосюжетов.

Проведен мониторинг направлений и мероприятий модернизации системы образования, а также текущего и перспективного состояния системы образования по вопросам взаимодействия с рынком труда.

По направлению 4 "Развитие материально-технической базы образовательных учреждений" (710 млн.рублей) произведены закупка и поставка:

- 3458 типовых комплектов учебной техники и оборудования учебно-лабораторного назначения для образовательных учреждений в 65 субъектах РФ;

- 148 комплектов специализированного оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения 7 субъектов РФ;

- 100 единиц автотранспорта для образовательных учреждений в 44 субъектах РФ;

- 5439 комплектов противопожарного оборудования и средств защиты и пожаротушения для образовательных учреждений в 58 субъектах РФ;

- систем наружного видеонаблюдения для образовательных учреждений Южного федерального округа.

По направлению 5 "Распространение результатов программ и проектов, направленных на развитие системы образования" (60 млн.рублей):

- реализованы проекты, направленные на привлечение общественных ресурсов в образование;

- проведены три региональных семинара и одна всероссийская конференция по привлечению институтов гражданского общества к управлению образованием;

- организована выставка студенческих учебно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- распространены результаты, полученные в рамках инновационного проекта развития образования и совместных международных программ.

В результате реализации указанных проектов повышена степень информированности сообщества о результатах образовательной деятельности в Российской Федерации.

По статье "НИОКР" в 2005 году реализованы проекты по научно-методическому обеспечению и сопровождению реализации мероприятий ФПРО. В рамках реализации проектов по указанной статье разработаны:

- методология координации и управления крупными образовательно-социальными проектами, реализуемыми в рамках программ развития образования;

- механизмы мониторинга программ развития образования на основе системы показателей, характеризующих состояние и уровень достижения целей и задач развития образования;

- модели распространения опыта и результатов реализации образовательных программ и проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»