ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 28 марта 2006 года N 1

     

Об итогах работы Федеральной службы по экологическому,
 технологическому и атомному надзору в 2005 году и задачах на 2006 год



Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, руководителей управлений центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела итоги работы Службы в 2005 году и задачи на 2006 год.

Деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в 2005 году осуществлялась с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, планов Правительства Российской Федерации и была направлена на достижение главной цели Ростехнадзора - обеспечение защищенности объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и других объектов, поднадзорных Ростехнадзору, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмотренных полномочиями Ростехнадзора мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности.

Основой для достижения главной цели Ростехнадзора явились:

основные задачи, определенные постановлением Ростехнадзора от 08.04.2005 N 1 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году и задачах на 2005 год";

мероприятия "Комплексного плана работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год", утвержденного приказом Ростехнадзора от 16.12.2004 N 318;

решения, направленные на повышение эффективности надзорной (контрольной) и регулирующей деятельности (протокол совещания от 03.08.2005 N 2 "Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в I полугодии 2005 года", протоколы региональных совещаний от 11.11.2005 N 3 "Об итогах и показателях деятельности Ростехнадзора за 9 месяцев 2005 года (оценка ситуации по Уральскому федеральному округу)" и от 02.12.2005 N 4 "Об итогах и показателях деятельности Ростехнадзора (оценка ситуации по Сибирскому федеральному округу)".

Реализация плановых мероприятий, основных задач и решений Ростехнадзора в 2005 году осуществлялась в условиях завершающего этапа формирования территориальных (межрегиональных) управлений по технологическому и экологическому надзору. Проведены организационно-штатные мероприятия по комплектованию специалистами необходимого профиля на соответствующие должности инспекторского состава, что позволило сохранить непрерывность в осуществлении надзорных и контрольных мероприятий по соответствующим направлениям деятельности. В связи с особенностями регулирования безопасности при использовании атомной энергии были сохранены принципы построения системы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью в составе межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные "Комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год" и планами работы территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год, выполнены.

Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТО ЯРБ Ростехнадзора) проведено 6318 инспекций на ядерно опасных объектах использования атомной энергии. Выявлено и предписано к устранению 3790 нарушений требований норм и правил в области использования атомной энергии, в том числе 1491 нарушение соответствующих требований при эксплуатации АЭС. Проведено 3117 инспекций состояния радиационной безопасности на радиационно опасных объектах, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 4693 нарушения требований норм и правил по радиационной безопасности и условий действия лицензий. За нарушения соответствующих требований по безопасности привлечено к административной ответственности 17 юридических лиц и 33 должностных лица на общую сумму штрафных санкций более 460 тыс.руб.

Территориальными (межрегиональными) управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее - УТЭН Ростехнадзора) проведено 236377 проверок выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 1787783 нарушения требований законодательства Российской Федерации и правил по промышленной безопасности. Выдано 52866 предписаний на приостановку работ на опасных производственных объектах, которые велись с угрозой жизни и здоровью людей. На нарушителей требований промышленной безопасности было наложено 59632 штрафа на общую сумму 76905880 руб.

УТЭН Ростехнадзора проведено 1408 обследований (проверок) технического состояния гидротехнических сооружений промышленности и энергетики, в том числе 248 комплексных обследований. Выявлено и предписано к устранению 5 290 нарушений проектов эксплуатации, правил и норм по безопасности гидротехнических сооружений. По результатам обследований (проверок) 88 должностных лиц организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, подвергнуты штрафным санкциям, общая сумма которых составила 465500 руб.

По направлению государственного энергетического надзора организация и проведение надзорных и контрольных мероприятий осуществлялись в условиях реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" (образования большого количества отдельных компаний по генерации, транспортировке и реализации электрической и тепловой энергии). Проведено 148474 обследования организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и тепловых установок потребителей. Выявлено и предписано к устранению 1124568 нарушений требований правил устройства и безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей.

В ходе контроля за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжающих организациях при подготовке их к работе в осенне-зимний период 2005-2006 годов проведены обследования 1039 электростанций, 37577 отопительных и 10539 отопительно-производственных котельных. Под контролем УТЭН Ростехнадзора проведено техническое диагностирование 4008 котлов, 2113 сосудов, работающих под давлением, 414 км трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчетный срок службы.

По требованию УТЭН Ростехнадзора демонтировано 795 котлов, 287 сосудов, 31 км трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды. При подготовке к работе в осенне-зимний период на электростанциях отремонтировано 1017 энергетических котлов, 1144 водогрейных котла, 760 турбин, 830 генераторов, 11600 км тепловых сетей, 1674 центральных тепловых пункта. В организациях жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт 65900 котельных, 107871 км тепловых сетей, 19603 центральных тепловых пунктов.

По направлению федерального государственного экологического контроля проведено 50235 контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявлено и предписано к устранению 46504 нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. По представлению УТЭН Ростехнадзора оштрафованы 10726 нарушителей требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (общая сумма штрафов составила 50415870 руб.), а также взыскано 2851400 руб. по 86 искам о возмещении вреда окружающей среде. Выдано 38876 разрешений на выбросы загрязняющих веществ (предельно допустимые и временно согласованные) в атмосферный воздух, 17532 разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, рассмотрено 51117 проектов нормативов образования отходов, выдано 67100 лимитов на размещение отходов, рассмотрено 155 обращений и выдано 25 разрешений на трансграничное перемещение отходов.

Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 год" на Ростехнадзор возложены функции администратора платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2005 году. Работа по данному направлению деятельности организована полностью. Фактические поступления денежных средств по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему в целом за 2005 год составили по данным Федерального казначейства 13128,5 млн.руб. (113% от установленного плана), при том, что были существенно снижены нормативы платы по 22 загрязняющим веществам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 44*".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 344". - Примечание "КОДЕКС".

В целях совершенствования правовой основы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду на заседании Правительства Российской Федерации представлен доклад "О совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду" (протокол от 03.03.2005 N 9) и обеспечено участие в разработке проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

Исполнение бюджетных обязательств в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также окончательная доработка проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" являются важнейшими задачами Ростехнадзора на 2006 год.

В центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для организации и проведения государственной экологической экспертизы по объектам федерального и регионального уровня было принято соответственно 420 и 48093 материалов, утверждено 175 положительных и 84 отрицательных заключений экспертных комиссий по объектам федерального уровня и 39597 положительных и 3183 отрицательных заключений по объектам регионального уровня.

Положительные заключения утверждены по материалам обоснования деятельности по проекту строительства 2-й очереди Балаковской АЭС, по проекту "Реконструкция испытательного стенда (объект 133/131) с соблюдением экологических требований на ФГУП "НИИПМ" (утилизация твердотопливных ракет), по материалам "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс", материалы обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа, материалы обоснования инвестиций в строительство Северо-Европейского газопровода и по другим инвестиционным проектам.

При совершенствовании государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы учитывались решения, принятые на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации от 23.04.2005 по вопросу "О совершенствовании государственного контроля и надзора в сфере обеспечения экологической безопасности страны" (протокол от 03.05.2005 N Пр-738, утвержденный Президентом Российской Федерации), а также решения Государственного совета Российской Федерации от 02.07.2005 при рассмотрении вопроса "О повышении роли субъектов Российской Федерации в решении перспективных задач социально-экономического развития" в части передачи отдельных полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Ростехнадзор принял участие в разработке проекта федерального закона, касающегося разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Предложения Ростехнадзора о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации комплексом полномочий в области охраны окружающей среды в отношении подконтрольных им объектов приняты и нашли отражение в Федеральном законе от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Важнейшей задачей 2006 года является разработка проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по реализации положений данного закона в части нормирования в области охраны окружающей среды, порядка государственного экологического контроля и государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, выдачи разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха и в сфере размещения отходов. Особое значение имеет утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также уточнение и конкретизация критериев таких объектов в рамках соответствующего постановления Правительства Российской Федерации. Принятые изменения в законодательные акты Российской Федерации в области охраны окружающей среды требуют их учета в соответствующих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы Ростехнадзор принял участие в формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который направлен на приведение его положений в соответствие с нормативными правовыми актами, принятыми в рамках совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти. Завершение этой работы, а также формирование системы юридического сопровождения соответствующей правоприменительной практики являются важнейшими задачами 2006 года.

По поручению Правительства Российской Федерации Ростехнадзор принял участие в подготовке Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым исключена внесудебная практика приостановления деятельности хозяйствующих субъектов за нарушения требований безопасности по направлениям деятельности Ростехнадзора. Задачей 2006 года является переработка руководящих документов по вопросам осуществления надзорной и контрольной деятельности в рамках разработки административных регламентов выполнения соответствующих функций.

Обеспечено участие Ростехнадзора в подготовке Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", в соответствии с которыми значительно сокращен и оптимизирован перечень видов деятельности, лицензируемых Ростехнадзором.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и полномочиями Ростехнадзора по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в общей сложности выдана 16321 лицензия, в том числе 14329 лицензий выдано УТЭН Ростехнадзора. Приостановлено действий 116 лицензий, а также аннулированы по решению суда 3 лицензии. Задачей 2006 года является разработка и принятие в установленном порядке новых положений о лицензировании, обеспечение соблюдения процедуры лицензирования, а также подготовка предложений по альтернативным лицензированию элементам государственного регулирования безопасности (по видам деятельности, лицензирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется до принятия технических регламентов).

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии было выдано 1376 лицензий в области использования атомной энергии, в том числе 1 240 лицензий МТО ЯРБ Ростехнадзора. В условиях решения задачи по ускоренному развитию атомной энергии Ростехнадзор считает возможным приступить в 2006 году к разработке предложений по оптимизации процедуры лицензирования применительно к вновь создаваемым блокам атомных станций (на основе базового проекта энергоблока АЭС).

В 2005 году Ростехнадзором в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проведена подготовительная работа к принятию Федерального закона "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". В настоящее время стоит задача осуществления мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 04.11.2005 N 139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами", в том числе участие в подготовке первого национального доклада.

Ростехнадзор принимал активное участие в подготовке материалов, необходимых для ратификации Российской Федерацией Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб, подписанной от имени Российской Федерации в г.Вене 08.05.96 (указанная конвенция ратифицирована Федеральным законом от 21.03.2005 N 23-ФЗ).

Продолжена работа по участию Ростехнадзора в реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". Были организованы и проведены проверки состояния безопасности по направлениям деятельности Ростехнадзора на объектах по хранению и уничтожению химического оружия в п.Горный Саратовской области, г.Камбарка Удмуртской Республики, г.Щучье Курганской области и на других объектах.

В целях совершенствования взаимодействия между органами Ростехнадзора и Федеральной налоговой службой по вопросам обеспечения соблюдения пользователями недр налогового законодательства и законодательства о недрах, полноты и правильности взимания налога на добычу полезных ископаемых заключено соответствующее соглашение.

В 2005 году принят ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, возлагающих на Ростехнадзор дополнительные полномочия: по организации и осуществлению государственного строительного надзора (при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации), а также по организации научно-методического обеспечения государственного строительного надзора в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"); надзорные (контрольные) и регулирующие функции (полномочия) в области обеспечения химической безопасности Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности"; по реализации мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 N 2237-р); по лицензированию деятельности по продаже электрической энергии гражданам (постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 N 291 "О лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам").

Обеспечено участие в разработке и согласовании проектов постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе проектов постановлений Правительства Российской Федерации "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", "О порядке согласования проектов документов территориального планирования, составе и порядке деятельности согласительных комиссий", "О составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации, разрабатываемой для строительства различных видов объектов капитального строительства, а также о порядке внесения изменений в проектную документацию", "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также о порядке формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий", "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размере платы за проведение государственной экспертизы и порядке ее взимания".

В целях реализации Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ осуществлена инвентаризация основных требований по безопасности, содержащихся в нормативных документах по направлениям деятельности Ростехнадзора, для создания актуализированной нормативно-технической базы надзора на переходный период (до принятия технических регламентов). Нормативные правовые акты и нормативные документы, относящиеся к сфере деятельности Ростехнадзора, включены в перечень, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23.03.2005 N 173.

В соответствии с полномочиями Ростехнадзора в 2005 году утверждено 15 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и 3 руководства по безопасности объектов использования атомной энергии, утверждено 8 руководящих документов Ростехнадзора и изменения в 28 действующих руководящих документов Ростехнадзора.

Утверждены и зарегистрированы в Минюсте России следующие нормативные правовые акты Ростехнадзора: "Положение об организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 28.01.2005 N 42; "Расчетная инструкция (методика) по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при электролитическом производстве алюминия", утвержденная приказом Ростехнадзора от 31.03.2005 N 182; "Изменения и дополнения в Расчетную инструкцию (методику) по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при электролитическом производстве алюминия", утвержденные приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 892; "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений", утвержденные приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893.

В рамках реализации Федерального закона "О техническом регулировании" в течение 2005 года Ростехнадзором разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Программу разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 N 1421-р. Указанные предложения учтены в Программе разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2005 N 1889-р. В соответствии с этой Программой Ростехнадзор является организатором разработки (головным исполнителем) 9 технических регламентов.

В 2005 году организована разработка первой редакции общего технического регламента "О ядерной и радиационной безопасности", которая прошла общественное слушание и представлена в научно-технический совет Росатома. По специальному техническому регламенту "О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений и комплексов с ядерными реакторами" подготовлен проспект технического регламента и первая редакция проекта регламента. По специальному техническому регламенту "О ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиационными источниками" подготовлена первая редакция проекта технического регламента. В области промышленной безопасности организована разработка технических регламентов "О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ", "О безопасности горючих, окисляющих и воспламеняющихся веществ, процессов их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации", "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свыше 0,07 Мегапаскаля или при температуре нагрева воды свыше 115 градусов Цельсия", "О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации", "О безопасности лифтов", "О безопасности производственных процессов добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых".

Основные научные исследования в области ядерной и радиационной безопасности в целях обеспечения деятельности Ростехнадзора осуществлялись в рамках Программы научно-технической деятельности Федерального государственного учреждения "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (НТЦ ЯРБ), ориентированной на выполнение плана мероприятий по реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", мероприятий федеральных целевых программ "Ядерная и радиационная безопасность России" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации".

В 2005 году НТЦ ЯРБ выпустил 62 научно-технических отчета и 4 справки-доклада, содержащие актуальные научно-технические решения и новые результаты в области ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, в том числе в виде различных редакций нормативных документов и технических заданий на их разработку. Научные исследования в области промышленной безопасности в целях обеспечения деятельности Ростехнадзора осуществлялись Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр по безопасности в промышленности" (далее - ФГУП НТЦ ПБ) в рамках Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы", а также по Плану научно-исследовательских и научно-технических работ ФГУП НТЦ ПБ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»