Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 мая 2006 года N 112

Об утверждении Методических рекомендаций по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпромторга России от 6 октября 2015 года N 3085
____________________________________________________________________



В целях обеспечения необходимого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности, установления приоритетов разработки технических регламентов и стандартов

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г.Реуса.

Министр
В.Б.Христенко

 

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минпромэнерго России
от 23 мая 2006 года N 112

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности предназначены для оказания помощи разработчикам таких систем, а также органам государственной власти и организациям, участвующим в организации и анализе разработок указанных систем. Настоящие Методические рекомендации устанавливают основные методические принципы построения систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности (далее - отрасли), приоритеты разработки документов технического регулирования и формирования Программы разработки технических регламентов.

2. Целями разработки систем технического регулирования является обеспечение оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования.

3. Для целей настоящих Методических рекомендаций под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность объектов технического регулирования, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях.

4. Обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах, при своей реализации по отношению к объектам технического регулирования (далее - ОТР), обеспечивают:

защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

5. Добровольные требования (относятся к сфере стандартизации) обеспечивают при своей реализации достижение следующих целей:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение научно-технического прогресса;

повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Добровольные требования реализуются в соответствии с принципами, изложенными в статье 12 Закона и Концепции развития национальной системы стандартизации, основными из которых них являются:

_______________

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 266-р.


добровольное применение стандартов;

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в статье 11 Закона;

недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

6. При разработке систем технического регулирования рекомендуется учитывать цели, которые реализуются при выполнении обязательных и добровольных требований, и принципы их достижения.

7. При разработке систем технического регулирования рекомендуется также принимать во внимание следующие обстоятельства:

- общее количество ОТР и существующее в отрасли их деление по видам (типам), группам и т.п.;

- всю совокупность требований технического регулирования с учетом необходимости их актуализации и гармонизации, действующую в отрасли для групп ОТР;

- принцип определения общего достигнутого уровня защищенности в целом по отрасли, стране или любой совокупности оберегаемых объектов наименьшим из всех обеспечиваемых уровней безопасности по соответствующей совокупности ОТР;

- ограниченность единовременных финансовых и других возможностей и ресурсов;

- совокупность факторов, определяющих приоритет обновления существующих требований и разработки новых, т.е. очередность разработки соответствующих документов, в том числе:

- учет установленных приоритетов экономического, политического и социального развития;

- результаты оценки риска объектов технического регулирования;

- необходимость актуализации действующих требований безопасности;

- интересы национальной экономики;

- уровень развития материально-технической базы;

- уровень научно-технического развития;

- уровень гармонизации с международно признанными нормами и правилами;

- результаты мониторинга результатов ежегодной разработки документов в сфере технического регулирования.

8. При разработке систем технического регулирования учитываются:

- положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- нормы иных действующих федеральных законов, касающихся данных объектов технического регулирования;

- международные обязательства Российской Федерации;

- документы международных организаций, членами которых является Россия;

- установившаяся международная практика обеспечения безопасности данных объектов технического регулирования.

II. Структура систем технического регулирования
 для отраслей и сфер деятельности

9. Структура систем технического регулирования в отраслях представляет собой упорядоченные определенным образом множества видов (типов) ОТР, для которых требования и формы оценки соответствия сгруппированы в следующие блоки:

А. Блок обязательных требований с указанием необходимых форм и способов обязательной оценки соответствия этим требованиям, в том числе, особенностей проведения государственного контроля (надзора);

Б. Блок добровольных требований с указанием способов оценки соответствия.

Блок обязательных требований представляет собой совокупность характеристик (параметров) ОТР, распределенных по техническим регламентам, в которые они включаются. Проекты технических регламентов образуют единый исчерпывающий перечень, который становится базой для подготовки ежегодных уточнений Программы разработки технических регламентов с указанием сроков их разработки.

Блок добровольных требований представляет собой совокупность характеристик (параметров) ОТР, распределенных по национальным стандартам и стандартам организаций, в которые они включаются.

Особое внимание рекомендуется обратить на смежные области, чтобы исключить двойное регулирование. Если один и тот же ОТР используется в разных областях технического регулирования, то в каждой из них устанавливаемые требования должны не дублировать, а дополнять друг друга с учетом особенностей конкретного использования ОТР. Устанавливаемые формы подтверждения соответствия для подобных ОТР также не должны дублировать друг друга. Основные элементы системы технического регулирования показаны на рисунке 1.

10. За основу деления ОТР на множества принимается существующее деление объектов в отрасли: по функциональному назначению, производственному и (или) иному признаку, отраженное в классификаторах и т.п. документах.

Границы и состав существующих в отраслях множеств уточняются путем выполнения указанных далее рекомендаций раздела III настоящих Методических рекомендаций. Для каждого из полученных уточненных множеств рекомендуется выполнить все условия п. 9 настоящих Методических рекомендаций.

III. Многокритериальная оценка учета влияния различных условий
 на формирование систем технического регулирования

11. Поскольку при разработке систем технического регулирования необходимо учитывать широкий перечень условий (обстоятельств), влияющих на их формирование (см. п.7 настоящих Методических рекомендаций), то полная совокупность этих условий определяется особенностями конкретной отрасли.

Учет совместного влияния исчерпывающего перечня условий, определяющих формирование систем технического регулирования, рекомендуется проводить с использованием методов экономического анализа.


Рисунок 1. Схема формирования отраслевых систем технического регулирования



В каждом конкретном случае выбор подходящего метода определяется представительностью перечня условий формирования системы технического регулирования и необходимостью адекватного учета влияния каждого из них.

12. Общая схема формирования отраслевых систем технического регулирования показана на рисунке 1.

13. Для каждого типа или вида ОТР осуществляется подбор, систематизация и анализ всех существующих документов и научных публикаций, содержащих полный набор необходимых требований технического регулирования, которые будут использоваться при построении систем. Для этого рекомендуется воспользоваться существующей в отрасли совокупностью нормативных, технических документов и нормативных правовых актов, в которых содержатся требования технического регулирования, как обязательные, так и добровольные.

Целесообразно осуществлять указанный подбор, систематизацию и анализ для всех групп ОТР отрасли одновременно, для чего рационально использовать автоматизированные способы обработки информации.

14. Рекомендуется проводить анализ и актуализацию всей совокупности требований, выделенных для каждого вида (типа) ОТР. При этом утратившие силу, морально устаревшие требования, дублирующие и т.п. при актуализации исключаются. В процессе проведения анализа, исходя из специфики отрасли ОТР и других условий, следует решить вопрос и о необходимости разработки новых требований.

15. Обработанная таким образом совокупность требований для каждого вида (типа) ОТР делится на два блока: А - на обязательные, которые послужат основой для разработки технических регламентов, и Б - добровольные, и далее работа происходит отдельно над каждым блоком (см. п.9 настоящих Методических рекомендаций).

Совокупность обязательных и добровольных требований относятся к двум группам ОТР, первая из которых представляет собой опасные объекты, а вторая - те объекты, которые относятся к сфере стандартизации.

16. Для каждого вида (типа) опасных объектов определяются характеристики (параметры), от которых необходимо обеспечить защиту. Для каждого опасного фактора прописываются сценарии его действия. С помощью методики оценки риска, изложенной в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов, проводится оценка риска. После проведения такой оценки, все опасные объекты ранжируются по степени их опасности.

17. Для второй группы ОТР (для которых задаются добровольные требования) осуществляется применяемое для первой группы ранжирование, основанное на приоритетности целей и принципах стандартизации.

18. Добровольные требования для всех видов и типов объектов могут устанавливаться в стандартах различного уровня. Необходимо учитывать, что для одних и тех же ОТР могут устанавливаться как обязательные, так и добровольные требования, причем возможно установление разных групп добровольных требований для одних и тех же ОТР.

Это предусмотрено, например, в перечне видов стандартов, (приведен в п.7 ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения), где сам вид стандарта уже определяет, какие в нем будут содержаться требования. В случае установления разных видов требований одни и те же группы ОТР могут рассматриваться для каждого случая отдельно. Однако рекомендуется начинать с того, что из общего перечня целей стандартизации выбираются те, которые имеют отношения к данной отрасли. На основании рекомендаций по выбору оценки (см. п.11 настоящих Методических рекомендаций) оцениваются и ранжируются все виды (типы) групп ОТР по степени важности реализации выбранного перечня целей стандартизации. Таким образом, можно ранжировать ОТР, для которых устанавливаются добровольные требования.

19. Ранжирование ОТР по степени их опасности, а для ОТР, относящихся к сфере добровольных требований, по приоритетности целей стандартизации принимается за основу при определении очередности мероприятий в части разработки предусмотренных Законом документов технического регулирования: технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»