Недействующий

     

Проект N 304176-4

к третьему чтению

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

 и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам
физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе
обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"


Статья 1



Внести в статью 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029) следующие изменения:

1) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 190 000 рублей.";

2) в части 3 слова "100 000 рублей" заменить словами "190 000 рублей".

     

Статья 2

Абзац первый части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3232) изложить в следующей редакции:

"1. Размер выплат Банка России определяется исходя из 100 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, определенных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, определенных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 190 000 рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".".

     

     

Статья 3

1. Положения частей 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на банки, страховой случай в отношении которых наступил после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Положения абзаца первого части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на банки, не участвующие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, у которых лицензия на осуществление банковских операций отозвана после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
      Российской Федерации В.
 Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11
 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках
 Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка
России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках,
не участвующих в системе обязательного страхования вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации"


Практика функционирования системы обязательного страхования вкладов выявила целесообразность внесения изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", связанных с повышением уровня страхового возмещения и усилением защиты интересов вкладчиков.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер страхового возмещения не может превышать 100 тыс. руб., что по итогам 2005 года составило 0,66 доли ВВП на душу населения. Вместе с тем сложившаяся международная практика показывает, что для эффективной работы системы защиты депозитов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. Таким образом, уровень страхового покрытия уже сейчас отстает от роста доходов населения и экономики в целом.

С точки зрения уровня социально-экономического развития страны в 2006-2007 гг. оптимальным (соответствующим 1-2 долям ВВП на душу населения) будет размер возмещения по вкладам, лежащий в диапазоне от 200 до 300 тыс. руб., а к началу 2008 года - от 250 до 350 тыс. руб.

Основным показателем, определяющим уровень обеспеченности системы страхования резервами, является коэффициент резервирования, определяемый как отношение сформированных резервов фонда к общему объему ответственности системы страхования (общему объему всех потенциально возможных выплат).

Сравнивая коэффициенты, рассчитанные для различных уровней страхового возмещения, можно оценить уровень обеспеченности резервами системы в будущем и определить период времени, в течение которого (в случае увеличения уровня возмещения) система сможет достичь текущего показателя обеспеченности.

По состоянию на 1 февраля 2006 года фонд обязательного страхования вкладов сформирован в размере 20,4 млрд. руб. На основании отчетности банков размер ответственности системы страхования оценивается в 446,4 млрд. руб. (без Сбербанка России). Соответственно, коэффициент резервирования сегодня составляет 4,5%.

К середине 2006 г. коэффициент резервирования для уровня возмещения в 100 тыс. руб. превысит 5%, а к началу 2007 г. составит 6%.

Увеличение предельного размера страховых выплат до 190 тыс. руб. приведет к временному снижению обеспеченности системы страхования резервами - примерно до уровня 3,5-3,7%.

По экспертным оценкам государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", при увеличении размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. общий уровень ответственности Агентства перед вкладчиками (без Сбербанка России) возрастет с 36% до 46% всех застрахованных депозитов.

Одним из показателей, которые могут служить основой для принятия решения об увеличении размера страхового возмещения, является процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В настоящее время система страхования вкладов обеспечивает полный возврат вкладов для примерно 98,5% вкладчиков (97% без учета вкладчиков Сбербанка России).

В первом полугодии 2005 г. был отмечен более быстрый рост вкладов размером свыше 100 тыс. руб.

Данная тенденция оказывает влияние на долю вкладчиков, имеющих полное страховое покрытие. По оценкам, при неизменном уровне страховых выплат доля таких вкладчиков может снизиться к 2007 г. до 82%.

Повышение размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. позволит увеличивать долю вкладчиков, получающих полное страховое возмещение.

Учитывая вышеизложенное, финансовые возможности системы страхования вкладов позволяют повысить уровень страхового возмещения с середины 2006 года до 190 тыс. руб.

Вместе с тем законопроектом предлагается ввести ступенчатую (регрессивную) шкалу возмещения по вкладам, при которой в пределах

100 тыс. руб. выплачивается полное возмещение, а свыше этой суммы - частичное (90%).

Данный подход позволяет обеспечить полную защиту владельцев мелких и средних вкладов, а также создает стимул для владельцев более крупных вкладов следить за состоянием банков.

В целях создания равноценных условий для вкладчиков банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и у которых лицензия на осуществление банковских операций будет отозвана после вступления в силу предлагаемых изменений, представляется целесообразным внести аналогичные изменения в статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит усилить защиту интересов вкладчиков, а также повысить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов.



Текст документа сверен по:

рассылка     


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»