Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2006 года N ГКПИ06-139


[В удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных плавил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 отказано, т.к. оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права органов местного самоуправления]

____________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 июня 2006 года N КАС06-193 данное решение отменено в части признании действующим пунктов 6.1
____________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенкова, при секретаре - А.Н.Тихоновой, с участием прокурора - Л.Ф.Масаловой, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Канского района Красноярского края о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных плавил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469,

установил:

Администрация Канского района Красноярского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права органа местного самоуправления.

В суде представитель Администрации Канского района Гуменюк Ю.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, определен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Скотомогильники (биотермические ямы) в данном перечне отсутствуют.

Представители заинтересованных лиц Минсельхоза России Бондарь А.В., Минздравсоцразвития России Черкасова М.С., Стецко А.А., Хадарцев О.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права органа местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица Минюста России Савельева Ю.А. просила суд удовлетворить заявленные требования, поскольку пункт 6.1 Правил не соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Выслушав объяснения представителей заявителя Администрации Канского района Гуменюк Ю.А., заинтересованных лиц Минсельхоза России Бондарь А.В., Минздравсоцразвития России Черкасовой М.С., Стецко А.А., Хадарцева О.С., Минюста России Савельевой Ю.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 января 1996 года, регистрационный номер 1005 и опубликованы в "Российских вестях" N 35, 22.02.96.

Оспариваемый нормативный правовой акт относится к ветеринарному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Настоящие Правила определяют условия:

сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

охраны окружающей среды от загрязнения.

По объяснениям представителя Минсельхоза России Бондарь А.В., строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Скотомогильник это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Пунктом 6.1 Правил установлено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-Ф3, а также в Законе РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 года N 1550-1, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, которые применяются в переходный период с 8 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года в части, не противоречащей положениям Главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что к полномочиям муниципального образования организация сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) не относятся, а в перечне имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, установленного законом, скотомогильники отсутствуют, следовательно, нахождение скотомогильников в собственности муниципального района противоречит федеральному законодательству, являются несостоятельными.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относит широкий круг вопросов, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.

Так, по объяснениям в суде представителя Минздравсоцразвития России Хадарцева О.С., следует, что на территории Российской Федерации в настоящее время имеется около 35 тысяч "сибиреязвенных" скотомогильников. Эти места захоронений не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя.

Скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Следовательно, предусмотренное пунктом 6.1 Правил положение о скотомогильнике как объекте муниципальной собственности не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и муниципального района относит участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.

Предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

С учетом этого возложение на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, соблюдение данных Правил имеет своей целью также охрану окружающий среды, внешнее благоустройство поселений.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права органов местного самоуправления, заявление Администрации Канского района не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Администрации Канского района Красноярского края о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков


Текст документа сверен по:

рассылка