ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2006 года N 14555/05


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ИМНС и об обязании инспекции возместить
налог на добавленную стоимость, так как налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.05.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры по делу N А75-4579/2005.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Будыка И.Н., Бусел Н.В., Саськова К.А.;

от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" - Кишка Д.Н., Наташина Т.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция) от 21.02.2005 N 10/50 в части отказа в возмещении обществу из федерального бюджета 20498710 рублей 56 копеек налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за октябрь 2004 года и об обязании инспекции возместить эту сумму путем зачета в счет предстоящих платежей в бюджет по данному налогу.

Решением суда первой инстанции от 25.05.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции инспекция просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами публичных интересов, а также на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права, и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общество "Западно-Малобалыкское" 22.11.2004 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2004 года и документы в обоснование возмещения из федерального бюджета 20498710 рублей 56 копеек данного налога по экспортным операциям.

По результатам камеральной проверки инспекция решением от 21.02.2005 N 10/50 отказала обществу в возмещении указанной суммы со ссылкой на неправомерное включение в состав налоговых вычетов налога по ставке 18 процентов.

Инспекция мотивировала свое решение следующим. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов. Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации. Таким образом, перевозчик не вправе был включать в цену своих услуг налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер - заявлять налог по такой ставке к вычету.

Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, общество "Западно-Малобалыкское" указало, что налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов был уплачен им перевозчику на основании договора от 22.12.2003 N 0004211, заключенного с открытым акционерным обществом "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - общество "АК "Транснефть"). Согласно пункту 2.1.24 этого договора при транспортировке нефти на экспорт общество "Западно-Малобалыкское" обязывалось представлять обществу "АК "Транснефть" пакет подтверждающих факт экспорта документов в соответствии с требованиями Кодекса не позднее 3-го числа месяца, следующего за месяцем транспортировки. Стороны также согласились, что в отношении всех услуг по договору, для которых экспортером в сроки, установленные пунктом 2.1.24 договора, не будут представлены документы, подтверждающие факт экспорта товара, общество "Западно-Малобалыкское" дополнительно к цене услуг будет уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций и порядок реализации данного права установлены пунктом 4 статьи 176 Кодекса, в соответствии с которым этот налог подлежит возмещению на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Все условия, определенные статьей 165 Кодекса, обществом выполнены. Факты оказания перевозчиком услуг по транспортировке нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты экспортером на основании выставленных перевозчиком счетов-фактур с выделением налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов материалами дела подтверждены и инспекцией не оспариваются. Поскольку перевозчик, указавший в счете-фактуре и получивший от экспортера сумму налога на добавленную стоимость, обязан был уплатить ее в бюджет, то с учетом баланса частных и публичных интересов это позволяет экспортеру заявить эту сумму налога к возмещению.

При этом суды сослались на положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Однако суды не учли следующее.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, устанавливающим порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168, 169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость - 0 процентов.

Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Поэтому уплата обществом "Западно-Малобалыкское" перевозчику налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке нефти на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.

К тому же вывод судов о правомерности предъявления перевозчиком экспортеру нефти к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость".

Исходя из пункта 9 статьи 165 Кодекса операции по реализации услуг перевозчика подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1-5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие факт экспорта товара.

Следовательно, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом "Западно-Малобалыкское" в нарушение положений главы 21 Кодекса. Выводы судов в этой части не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Решение суда первой инстанции от 25.05.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4579/2005 отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому округу - Югре от 21.02.2005 N 10/50 и об обязании инспекции возместить обществу из федерального бюджета 20498710 рублей 56 копеек налога на добавленную стоимость отказать.

Председательствующий
А.А.Иванов




Текст документа сверен по:

Вестник Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 9, сентябрь 2006 года