В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121) и постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2269) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды разработано Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с завершением согласования документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также с администрациями субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
2. Государственным учреждениям Камчатское (М.И.Ишонин), Приморское (Б.В.Кубай) и Сахалинское (В.А.Лепехов) управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - УГМС) Росгидромета совместно с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Геофизической службы Российской академии наук, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенными для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в трехмесячный срок привести в соответствие с Положением инструкции и положения, регламентирующие деятельность УГМС по предупреждению о цунами, с утверждением их администрациями субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Руководителя Росгидромета А.В.Фролова.
Руководитель Росгидромета
А.И.Бедрицкий
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 сентября 2006 года,
регистрационный N 8291
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме предупреждения
о цунами единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав и порядок функционирования функциональной подсистемы предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС-ЦУНАМИ).
2. ФП РСЧС-ЦУНАМИ предназначена для выполнения задач по предупреждению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения Дальневосточного региона об угрозе цунами в целях обеспечения безопасности населения и хозяйственной деятельности в прибрежных районах и уменьшения возможного ущерба от цунами.
3. Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
непрерывное наблюдение за сейсмической и гидрофизической обстановкой в Тихом океане и Дальневосточных морях в целях обнаружения подводных землетрясений и регистрации цунами;
расчет характеристик цунами;
своевременное предупреждение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций (предприятий) и населения Дальневосточного региона об угрозе цунами и оповещение об отмене угрозы цунами;
поддержание необходимого уровня технического оснащения элементов подсистемы, обеспечивающего своевременное получение достоверной информации о цунами, ее обработку и передачу по каналам связи согласно установленным схемам;
цунамирайонирование территорий и выдача рекомендаций по безопасной деятельности в прибрежной зоне Дальнего Востока России;
обучение и подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, вызванных цунами;
осуществление взаимодействия с зарубежными службами предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе.
4. Порядок функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ определяется Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335), настоящим Положением, нормативными актами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российской академии наук (далее - РАН), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
5. Функционирование ФП РСЧС-ЦУНАМИ обеспечивается Росгидрометом совместно с Геофизической службой РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона.
6. ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне.
7. Координационными органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов Росгидромета, Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в Дальневосточном регионе при решении задач в области предупреждения о цунами.
8. Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются территориальные органы Росгидромета, МЧС России, Геофизической службы РАН, Мининформсвязи России и подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
центры предупреждения о цунами и дежурные смены территориальных управлений Росгидромета;
центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России в Дальневосточном регионе;
информационные центры, дежурные (дежурно-диспетчерские службы) территориальных органов Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администраций субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
10. К силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся центры цунами, дежурные смены территориальных управлений, морские гидрометеостанции и посты Росгидромета, сейсмические станции Геофизической службы РАН, организации Мининформсвязи России, центры управлений в кризисных ситуациях Дальневосточного регионального центра МЧС России и главных управлений МЧС России по Сахалинской, Камчатской областям и Приморскому краю, дежурно-диспетчерские службы администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в Дальневосточном регионе.
11. Управление и информационное обеспечение в ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляются с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ и населения.
12. Проведение мероприятий по предупреждению о цунами на региональном уровне ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется на основе планов действий (инструкций), утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
13. При отсутствии угрозы возникновения цунами органы управления и силы ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционируют в режиме повседневной деятельности (круглосуточного дежурства и наблюдения за сейсмической и гидрофизической обстановкой).
Решениями руководителей органов управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ для органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться:
а) режим повышенной готовности - при угрозе и возникновении цунамигенного сейсмического явления;
б) режим чрезвычайной ситуации - при угрозе и возникновении цунами.
14. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП РСЧС-ЦУНАМИ, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение сейсмического и гидрофизического состояния Тихоокеанского бассейна;
сбор, обработка, обмен и распространение в установленном порядке информации о сейсмической и гидрофизической обстановке в Тихоокеанском регионе;
разработка схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер в области предупреждения о цунами, а также по совершенствованию ФП РСЧС-ЦУНАМИ;
планирование действий органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных цунами;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от цунами;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от цунами;
ведение статистической отчетности о подводных землетрясениях и цунами;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за сейсмической и гидрофизической обстановкой в бассейне Тихого океана, в том числе по информации центров международной системы предупреждения о цунами;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача в установленном порядке информации соответствующим постоянно действующим органам управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ о состоянии сейсмической и гидрофизической обстановки в Тихоокеанском бассейне;
уточнение планов действий, проверка и уточнение схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче и иных документов;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
подготовка и передача предупреждений о цунами согласно утвержденным схемам, определение окончания угрожаемого периода и отмена предупреждения о цунами;
непрерывные наблюдения за уровнем моря и сейсмической обстановкой в Тихоокеанском регионе;
наблюдение за прохождением цунами по данным изменения уровня моря в пунктах наблюдений или иными средствами;
расчет распространения волн цунами и их характеристик, оценка степени опасности цунами;
оповещение руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о развитии сейсмической и гидрофизической ситуации, тенденции ее изменения, интенсивности и предполагаемых сроках окончания явления цунами;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и организациями в Дальневосточном регионе по вопросам предупреждения о цунами.
15. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих совместную деятельность в рамках ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
15.1. Росгидромет обеспечивает:
разработку предложений по реализации государственной политики в области предупреждения о цунами;
информирование Правительства Российской Федерации об угрозе возникновения, фактах, характеристиках и проявлениях цунами на территориях;
общее руководство деятельностью ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление контроля выполнения задач по предупреждению о цунами;
организацию непрерывных наблюдений за уровнем моря для обнаружения волн цунами;
наблюдение за распространением цунами по данным непосредственной регистрации изменения уровня моря и других гидрофизических параметров;
своевременное предупреждение по данным сейсмических и гидрометеорологических станций России, а также зарубежных служб предупреждения о цунами соответствующих органов исполнительной власти Дальневосточного региона, предприятий, организаций и учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о вероятном возникновении цунами при подводных землетрясениях в дальней зоне, т.е. в районах Тихого океана, расположенных на удалении свыше 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска;
выпуск предупреждений об угрозе цунами в случаях обнаружения цунами по данным наблюдений за уровнем моря;
расчет распространения волн цунами и их характеристик, определение окончания угрожаемого периода и отмену предупреждений о цунами, в том числе объявленных Геофизической службой РАН;
оперативное и научно-методическое взаимодействие со службами предупреждения о цунами зарубежных стран в рамках участия России в Международной системе предупреждения о цунами в Тихом океане, действующей под эгидой Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО;