МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 июня 2006 года N 223

Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию"

1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июня 2006 года "Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию".

2. Заместителям Министра, директорам департаментов Минюста России, руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам обеспечить исполнение решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам довести решение коллегии до сведения глав субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Е.Л.Забарчука.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 года N 223

     

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 2006 года

Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию



Рассмотрев вопрос "Об итогах деятельности территориальных органов Минюста России по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации", коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что данное направление деятельности является одним из приоритетных.

Руководствуясь установками о повышении эффективности правовой системы государства, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году, Минюстом России поэтапно и последовательно осуществляются меры по обеспечению единства правового пространства, созданию и развитию системы мониторинга российского законодательства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства" Минюстом России на первом этапе сформирован эффективный механизм выявления незаконных актов субъектов, Российской Федерации и их приведения в соответствие с федеральным законодательством. В итоге количество незаконных актов субъектов Российской Федерации снизилось с 33 % (2000 год) до 1 % (2005 год).

Второй этап проводимой работы включил в себя комплекс мер, связанных с совершенствованием правовых основ деятельности органов местного самоуправления и созданием государственного реестра уставов муниципальных образований.

В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Министерством юстиции Российской Федерации разработан Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

По инициативе Минюста России Правительство Российской Федерации приняло постановление от 1 июня 2005 года N 350 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации".

В результате принятых правовых и организационных мер Минюст России значительно ускорил процесс реализации Федерального закона. Разработаны и утверждены ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований, порядок ведения государственного реестра уставов и ведения реестра муниципальных образований, утверждены образцы форм необходимых документов, разработана и внедрена новая форма статистической отчетности, приняты меры по методическому обеспечению этой работы.

Минюстом России на постоянной основе проводится мониторинг этой деятельности, по наиболее сложным вопросам, возникавшим при регистрации уставов муниципальных образований, подготовлены и направлены в территориальные органы специальные разъяснения.

Минюстом России с участием аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов прокуратуры, а также представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сентябре - ноябре 2005 года во всех федеральных округах проведены семинары-совещания по вопросам организации государственной регистрации уставов муниципальных образований, ведения государственного реестра муниципальных образований и нормотворчества субъектов Российской Федерации.

Руководителями всех главных управлений Минюста России по федеральным округам проведены рабочие совещания с главами муниципальных образований; осуществлена передача архивов уставов муниципальных образований из органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечено изготовление печатей, штампов и книг учета согласно образцам, утвержденным приказами Минюста России; оказана методическая помощь органам местного самоуправления в разработке текстов уставов.

Таким образом, с 1 сентября 2005 года, несмотря на отсутствие достаточной штатной численности и необходимого дополнительного финансирования, органы Минюста России приступили к государственной регистрации уставов и ведению государственного реестра муниципальных образований.

По состоянию на 31 мая 2006 года территориальными органами зарегистрировано 23659 уставов муниципальных образований, а также 1934 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы.

В связи с несоответствием уставов федеральному законодательству отказано в регистрации 1483 уставов (из этого количества приведены в соответствие с федеральным законодательством 1128 уставов).

В целом положительно оценивая проделанную работу по регистрации уставов муниципальных образований и внесению муниципальных образований в государственный реестр, коллегия отмечает наличие проблем, оказывающих влияние на качество реализации указанных полномочий.

В результате проведенной реформы Минюста России и низкой заработной платы государственных служащих произошел значительный отток высококвалифицированных кадров, что повлекло снижение профессионализма государственных служащих территориальных органов Минюста России и повлияло на качество юридической экспертизы уставов. В этой связи руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам необходимо организовать качественную профессиональную подготовку вновь принятых государственных служащих.

В территориальных органах Минюста России отмечается слабая техническая оснащенность современными средствами вычислительной техники, необходимыми для внедрения программного комплекса, предназначенного для ведения реестров уставов муниципальных образований.

В связи с изменениями федерального законодательства, а также наработкой практики по регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований требуется совершенствование нормативной правовой базы Минюста России.

В настоящее время действуют около 10 тыс. уставов муниципальных образований, зарегистрированных в порядке ст.7 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (без проведения юридической экспертизы). Как показывает проведенный анализ, большинство из указанных уставов содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству. В этой связи требуется принять неотложные меры по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени не созданы условия по включению уставов муниципальных образований и муниципальных образований в государственный реестр в электронном виде. Научным центром правовой информации при Минюсте России не завершены работы по разработке и внедрению специализированной программы "Реестр муниципальных образований и реестр уставов муниципальных образований".

В целях дальнейшей реализации полномочий по обеспечению единства правового пространства и совершенствования работы по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований коллегия решила:

1. Директорам департаментов, руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам рассматривать организацию работы по регистрации уставов муниципальных образований как составную часть работы по обеспечению единства правового пространства и мониторинга законодательства.

2. Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О. В.) и руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам до 1 октября 2006 года внести предложения по совершенствованию законодательства, в том числе нормативных правовых актов Минюста России, регламентирующих организацию государственной регистрации уставов муниципальных образований, ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

3. Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.) совместно с главными управлением Минюста России по федеральным округам до 30 декабря 2006 года провести мониторинг состояния законности при принятии уставов муниципальных образований.

4. Департаменту управления и государственной службы (Синдеев Ю.М.), Департаменту государственной политики в сфере федеральной юстиции (Сердюк О.В.) совместно с Российской правовой академией Минюста России (Звечаровский И.Э.) во втором полугодии 2006 года организовать повышение квалификации специалистов по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований.

5. Департаменту ресурсного обеспечения (Лопатин Г.Б.) до 1 октября 2006 года внести предложения по оснащенности территориальных органов Минюста России современными средствами вычислительной техники.

6. Департаменту ресурсного обеспечения (Лопатин Г.Б.) и Научному центру правовой информации при Минюсте России (Черняк А.П.) до 1 декабря 2006 года внедрить программный комплекс ведения государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований.

7. Руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам:

7.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение федерального законодательства, актов Минюста России при регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также ведении реестра муниципальных образований;

7.2. Провести повторную экспертизу уставов, зарегистрированных в порядке ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и принять меры по их приведению в соответствие с федеральным законодательством;

7.3. Принять меры по повышению уровня профессиональной подготовки государственных служащих, осуществляющих юридическую экспертизу уставов муниципальных образований и обеспечить качество экспертных заключений.

Председатель коллегии -
Министр
Ю.Я.Чайка

     


Текст документа сверен по:
Бюллетень Министерства юстиции
Российской Федерации, N 7, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»