Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

     
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 11 июля 2006 года N КАС06-226

     

[В удовлетворении заявления об оспаривании пункта 4 приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации отказано, т.к. в пункте 4 указаны участники Великой Отечественной войны, перечисленные в подпункте 1 (кроме подпункта "з") пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах"]



Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - А.И.Федина, членов коллегии - Н.К.Толчеева, Г.В.Манохиной, рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 июля 2006 года гражданское дело по заявлению Гудкова Валентина Никитича об оспаривании пункта 4 Приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294, по кассационной жалобе Гудкова В.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Гудкова В.Н. и его представителей Арустамова Э.А., Кулешова А.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вислогузовой Т.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Пунктом 4 Перечня отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294) к участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", отнесены лица, перечисленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона (кроме лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2).

Гудков В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Перечня в части исключения лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", из категории участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан, ссылаясь на то, что это противоречит названному Федеральному закону и фактически лишает его статуса участника Великой Отечественной войны.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года в удовлетворении заявления было отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и вынести новое решение.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определяет категории лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых в подпункте "з" отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период.

Вместе с тем, предусматривая меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме, этот Федеральный закон дифференцировал уровень предоставляемых прав и льгот в зависимости от принадлежности к определенной категории участников Великой Отечественной войны. Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 этого Федерального закона), были установлены в статье 15 и значительно превосходили по объему предусмотренные в статье 17 меры социальной защиты для тех военнослужащих, отнесенных подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. При этом сохранены различия в объеме мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Как следует из пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и, соответственно, подпунктов 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в новой редакции), взамен ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот установлены ежемесячные денежные выплаты в размерах: инвалидам войны - 2000 рублей; участникам Великой Отечественной войны - 1500 рублей; военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период - 600 рублей.

Таким образом, различные размеры ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", и остальных поименованных в подпункте 1 участников Великой Отечественной войны, определены Федеральным законом.

В Перечне воспроизводятся эти различия. В пункте 4 указаны участники Великой Отечественной войны, перечисленные в подпункте 1 (кроме подпункта "з") пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 23.1, то есть в размере 1500 рублей. Военнослужащие, отнесенные к участникам Великой Отечественной войны подпунктом "з" подпункта 1, названы в пункте 5 этого Перечня в категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1, то есть в размере 600 рублей.

При таком положении нет оснований для признания недействующим пункта 4 Перечня, определяющего круг участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1500 рублей, в соответствии с положениями вышеназванных федеральных законов.

Ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 4 апреля 2006 года N 89-О, несостоятельна, поскольку она относится к тем участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые являются инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или иных причин. Оспариваемый же пункт 4 Перечня не распространяется на участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами.

Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что он отнесен к участникам Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных для инвалидов войны статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", не имеет правового значения по настоящему делу, рассмотренному судом в порядке абстрактного нормоконтроля. Вопрос о конкретном праве заявителя, в том числе на льготы, установленные для инвалидов войны, находится за рамками данного дела, решение по которому не лишает его возможности обратиться в суд в соответствии с установленной подсудностью гражданских дел за защитой своего права, если считает его нарушенным.

Решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гудкова Валентина Никитича - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.Федин


Члены коллегии
Н.К.Толчеев
Г.В.Манохина


Текст документа сверен по:

рассылка