Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 ноября 2006 года N 92-Г06-17


[Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 24 мая 2006 года N 1860 ЗП-1 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" (в части)]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., судей Харланова А.В., Емышевой В.А., рассмотрела в судебном заседании 1 ноября 2006 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Дорофеева А.И. - Ладыгина А.Н. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2006 года, которым Дорофееву А.И. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 24 мая 2006 года N 1860 ЗП-1 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" (в части).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Кротова В.А., полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия

установила:


Дорофеев А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 24 мая 2006 года N 1860 ЗП-1 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части, указывая на то, что он является избирателем и зарегистрированным кандидатом в депутаты Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва второго созыва по Буренскому избирательному округу N 4, выдвинутым Тывинским региональным отделением политической партии "Либерально-демократическая партия России".

Указанный выше округ образован с нарушением требования п.п."а" п.4 ст.18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.п.1 ч.4 ст.14 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва".

Согласно Схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва второго созыва, утвержденного оспариваемым постановлением, за Буренским избирательным округом N 4 закреплено 1158 избирателей. Однако в действительности на территории данного избирательного округа зарегистрирован 2191 избиратель. Численность избирателей, зарегистрированных на территории Республики Тыва по состоянию на 1 июля 2006 года, составляет 166732 человека, соответственно, средняя норма представительства избирателей на территории округа, учитывая общую численность одномандатных округов, составляет 1283 избирателя. Таким образом, действительное число избирателей данного избирательного округа превышает среднюю норму представительства на 908 избирателей, т.е. на 71 процент.

Часть 1 ст.14 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" устанавливает, что для проведения выборов депутатов Палаты представителей образуются 130 одномандатных избирательных округов. Кроме того, указанным законом определены требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные избирательные округа. Так, п.п.1 ч.4 ст.14 Закона РТ закрепляет обязательное соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего пункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.

Таким образом, вследствие превышения численности избирателей в Буренском избирательном округе N 4 более чем на 20 процентов от средней нормы представительства возникает ситуация, при которой нарушается основополагающий принцип проведения выборов - принцип равенства избирательных прав граждан, что влечет неравенство предстоящих выборов и ущемляет гарантированные Конституцией РФ его избирательные права.

В дополнении к заявлению представителя заявителя указывается на то, что согласно ответу отдела Федеральной миграционной службы по Республике Тыва численность избирателей по Буренскому избирательному округу N 4 по состоянию на 1 июля 2006 года составляет 899 человек. Отклонение от средней нормы представительства составляет 30 процентов.

Просил признать незаконным и отменить оспариваемое постановление в части, касающейся Буренского избирательного округа N 4.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2006 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе представителя Дорофеева А.И. - Ладыгина А.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 1860 ЗП-1 от 24 мая 2006 года "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, согласно которой число избирателей, зарегистрированных на территории Буренского избирательного округа N 4, составляет 1158.

Судом установлено, что согласно сведениям о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования город Кызыл, число избирателей, участников референдума составляет 57335.

По данным ГАС "Выборы" на территории Буренского избирательного округа N 4 по состоянию на 1 января 2006 года зарегистрировано 1158 избирателей.

Общее количество зарегистрированных на территории Республики Тыва избирателей по состоянию на 1 июля 2006 года составляет 166732. Общее число избирательных округов - 130. Таким образом, средняя норма представительства на один округ составляет 1283 избирателя. Допустимое отклонение по максимуму - 1411, по минимуму - 1155.

Согласно ст.18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов.

Пунктом 10 ст.16 указанного выше закона установлено, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

Из п.11 приведенной выше нормы следует, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Пунктом 1.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (с изменениями от 29 апреля 2003 г., 29 декабря 2005 года), утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года N 134/973-II предусмотрено, что задачами учета избирателей, участников референдума в Российской Федерации являются обеспечение установления численности избирателей, участников референдума на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, формирование и ведение Регистра избирателей, участников референдума, выполнение избирательных действий, действий при проведении референдума.

Как следует из п.5.1 Положения, сведения о численности зарегистрированных избирателей, участников референдума используются для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий субъекта Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, обеспечения иных предусмотренных законодательством избирательных действий, действий при проведении референдума.

Согласно письму председателя Избирательной комиссии Республики Тыва от 29 сентября 2005 года N 05-09/559 количество избирателей по Буренскому одномандатному избирательному округу N 4 Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по состоянию на 1 января 2006 года составляет 1158. Указанные сведения составлены с использованием данных об избирателях, участниках референдума, внесенных в ГАС РФ "Выборы" (регистр избирателей).

Сведения, представленные отделом Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, в соответствии с которыми число граждан, достигших 18 лет и зарегистрированных на территории Буренского избирательного округа N 4, составило 1076, как правильно указал суд, не могут служить доказательством несоответствия данных о численности избирателей, установленных Избирательной комиссией Республики Тыва согласно закону с использованием сведений регистра избирателей ГАС "Выборы" при формировании избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, действительному количеству избирателей.

Других доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в заявлении, ни Дорофеевым А.И., ни его представителем суду не было представлено.

Поскольку средняя норма представительства по выборам в депутаты Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, как установлено судом, составляет 1283 избирателя, то действительное число избирателей Буренского избирательного округа N 4 в 1158 человек, как обоснованно указал суд, не превышает среднюю норму представительства.

Следовательно, является правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Дорофеева А.И.

Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона, установленным обстоятельствам и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что необходимо было принять во внимание сведения, представленные Федеральной миграционной службой по Республике Тыва, проверялся судом, ему дана правильная правовая оценка.

Ссылка на обоснование судом своего решения недопустимыми доказательствами несостоятельна и опровергается материалами дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:


Решение Верховного Суда Республики Тыва от 29 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Дорофеева А.И. - Ладыгина А.Н. - без удовлетворения.


Председательствующий

Судьи

     


Текст документа сверен по:
рассылка