ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2006 года N 64
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов".
2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А.Иванову.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов
Секретарь
Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова
Проект N
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Статья 1
Внести в статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2001, N 44, ст.4149; 2003, N 1, ст.13; 2005, N 19, ст.1755) следующие изменения:
в абзаце третьем исключить последнее предложение;
дополнить абзац третий предложением следующего содержания:
"Взыскание указанной суммы производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 2
Внести в статью 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4832; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 1, ст.2, 13; 2004, N 27, ст.2711; N 30, ст.3088; N 49, ст.4856; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636, N 31 (ч. 1), ст.3436) следующие изменения:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.";
пункт 4 исключить.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.Путин
1. Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (далее - проект закона) предусматривается внесение изменений в статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете). Эти изменения обусловлены введением внесудебного порядка взыскания штрафов, установленного статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) и предоставлением Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ) органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) соответствующих полномочий.
Частью третьей статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено взыскание финансовых санкций только в судебном порядке, что нарушает единство полномочий органов ПФР по однородным требованиям. Предлагаемые изменения полностью соответствуют целям Закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ, поскольку требования о взыскании сумм финансовых санкций, с которыми органы ПФР обращаются в арбитражные суды, не носят спорного характера, ставят под угрозу обеспечение доступности правосудия по причине увеличения нагрузки на суды за счет дел указанной категории. Количество таких дел, рассмотренных в 2006 году, превышает 150000. Во втором полугодии 2006 года в связи с завершением проведения органами ПФР проверок исполнения страхователями своих обязательств наблюдается интенсивный рост числа упомянутых дел.
2. В соответствии с частью третьей статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании и статьей 2 Закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ в случае, если сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащая уплате в ПФР, не превышает 5000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 50000 рублей - для юридических лиц, взыскание этой суммы осуществляется территориальными органами ПФР самостоятельно во внесудебном порядке. Целью данного положения являлось наделение налоговых органов и органов ПФР одинаковыми полномочиями по внесудебному взысканию сумм санкций как по налогам, так и по обязательным платежам.
Указанные полномочия были расширены для налоговых органов Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", которым предусматривается внесудебный порядок применения налоговых санкций независимо от их размера, распространяющийся на случаи нарушения обязательств по уплате как налогов, так и обязательных платежей. При этом названные выше положения Закона об обязательном пенсионном страховании не были соответствующим образом скорректированы в отношении полномочий органов ПФР.
Таким образом, предлагаемые в проекте закона изменения обеспечивают создание единого правового механизма привлечения к ответственности в системе обязательного пенсионного страхования с сохранением существующих гарантий судебной защиты интересов страхователей, установленных статьей 25.1 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 2, февраль 2007 года