Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

     
от 5 октября 2006 года N ГКПИ06-758


[Заявление о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году"  суд оставил без удовлетворения, т.к. объем и условия оказания санаторно-курортной помощи относятся к стандартам санаторно-курортного лечения]


__________________________________________________________________________________

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 года N КАС06-450 данное решение оставлено без изменения.

__________________________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего-судьи - Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенкова, при секретаре - Е.Ю.Михеевой, с участием прокурора - Е.Л.Воскобойниковой, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соломатина Андрея Анатольевича и Учайкиной Ольги Ивановны о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году",

установил:

Граждане Соломатин А.А. и Учайкина О.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году".

Как указывают заявители, положения абзаца 2 пункта 1 оспариваемого Приказа, предусматривающие для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в размере, не превышающем 575 рублей, не соответствуют действующему законодательству, приняты произвольно с превышением полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявители Соломатин А.А. и Учайкина О.И. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на получение полноценного санаторно-курортного лечения.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 31 октября 2005 года издало Приказ N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году".

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2005 года, регистрационный номер 7207 и опубликован в "Российской газете" N 275, 07.12.2005; "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 49, 05.12.2005.

Абзацем 2 пункта 1 настоящего Приказа установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2006 года для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем настоящего пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 575 рублей.

Из объяснений представителя Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф. в суде следует, что в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года установлен новый порядок предоставления санаторно-курортного лечения в отношении льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к федеральным полномочиям.

Федеральным законом "О государственной социальной помощи" определены виды государственной помощи, предоставляемой в виде набора социальных услуг, в частности обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, установлена система финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи.

Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, установлено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 11 настоящих Правил).

Из содержания данной нормы следует, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяет стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Минздравсоцразвития России, реализуя предоставленные ему полномочия, издало Приказ от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году".

По объяснениям представителей Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф. и Минюста России Ахвердиевой Л.Р. данный Приказ согласован с Министерством финансов Российской Федерации.

Суду также представлены письменные документы, подтверждающие согласование Приказа с Министерством финансов Российской Федерации, как того требуют Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Финансово-экономическое обоснование стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждения граждан на 2006 год составлено с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, изменения расходов на питание, за счет введения в среднесуточный набор продуктов свежих овощей, фруктов, морепродуктов, проиндексировано на индекс-дефлятора.

Представитель Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф. пояснила суду, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении обеспечивает равные возможности гражданам при получении ими санаторно-курортного лечения и является исходной ценой для определения средней стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, необходимой Фонду социального страхования Российской Федерации для проведения конкурсного отбора санаторно-курортных учреждений, в которых гражданам предоставляются путевки.

Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи относятся к стандартам санаторно-курортного лечения.

При таких обстоятельствах, доводы заявителей о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты произвольно с превышением полномочий органа государственной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, заявление Соломатина А.А. и Учайкиной О.И. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Соломатина Андрея Анатольевича и Учайкиной Ольги Ивановны о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2005 года N 654 "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2006 году" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков


Текст документа сверен по:

рассылка