ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 28 февраля 2007 года N 6

     

Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания
 авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов

__________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 24 апреля 2007 года N 01/3803-АБ
(Информация из Минюста России на 2 мая 2007 года)
__________________________________________________________________________



Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за организацией и качеством питания на воздушных судах в 2005-2006 годах, отмечаю, что в последнее время наметилась тенденция ухудшения качества бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в 2005-2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания и предприятий, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов, из них 10% проведено внепланово в связи с жалобами на некачественное бортовое питание.

Для проведения лабораторных исследований готовой продукции с бортов воздушных судов гражданской авиации отобрано 1500 проб, из них по микробиологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 11,3%.

В цехах бортового питания и предприятиях, обеспечивающих питанием членов экипажей и пассажиров воздушных судов, удельный вес неудовлетворительных результатов исследований проб готовой продукции по микробиологическим показателям в среднем по России составил 5%. В ряде субъектов Российской Федерации этот показатель значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае он составил 50,0%, Самарской и Курганской областях - 40,0%, Республике Дагестан - 28,6%, Камчатской - 27,3%, Кировской - 20,0%, Оренбургской - 15,0%, Республике Мордовия - 14,3%.

Количество порций бортового питания, запрещенных к реализации в 2006 году, возросло по сравнению с 2005 годом в 4 раза (Амурская, Новосибирская, Московская области).

При проведении лабораторных исследований качества питьевой воды, используемой на бортах воздушных судов гражданской авиации и на предприятиях бортового питания, показатель "Доля неудовлетворительных проб воды" в среднем по России составил 6,7%. Значительно превышен показатель в ряде субъектов Российской Федерации, так в Республике Мордовия он составил 75%, в Курганской области - 33%, в Алтайском крае - 21%, в Республике Саха (Якутия) - 16%, в Ханты-Мансийском автономном округе - 13%.

Анализ материалов, представленных управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, показал, что при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов организациями - производителями бортового питания нарушаются требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Цеха бортового питания размещаются в нетиповых зданиях, где отсутствует полный набор помещений, а конструктивные особенности имеющихся помещений не обеспечивают соответствие требованиям технологического процесса производства (Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатская область, Чувашская Республика). Из-за отсутствия площадей не соблюдаются условия хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, требования к условиям сбора производственных отходов и мусора, отсутствует возможность соблюдения личной гигиены персоналом.

Цеха бортового питания недостаточно оснащены холодильным оборудованием, имеющееся холодильное оборудование - морально устаревшее, вследствие чего нарушается температурный режим при хранении продуктов (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская, Читинская, Ростовская, Камчатская области).

Нарушаются условия хранения продуктов, в частности муки и круп (Воронежская область).

Технологическая документация на выпускаемую продукцию и ассортименты бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов не имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их санитарным правилам (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская, Курганская области, Республики Чувашская, Мордовия).

Нарушается технологический процесс изготовления, фасовки, сервировки, комплектации рационов (Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Московская, Амурская, Магаданская области, Республики Татарстан, Мордовия).

Выявлены факты реализации на борту воздушного судна блюд, запрещенных в питании авиапассажиров и членов экипажей: соусных блюд, куриных рулетов, мясных изделий из фарша и котлетной массы, изделий в панировке, минеральной воды лечебного назначения, кулинарных готовых изделий в целлофановой упаковке, заправленных салатов, хлебобулочных изделий, не укомплектованных в специализированную тару (Московская область, Приморский край, Чувашская Республика).

Кроме того, производителями бортового питания нарушаются требования, установленные п.2. ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлена продукция с истекшим сроком реализации и признаками недоброкачественности, продукция и сырье без документов, подтверждающих качество и безопасность (Республики Башкортостан, Мордовия, Ставропольский,  Хабаровский, Красноярский края, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская, Магаданская, Кемеровская, Ростовская области, г.г.Санкт-Петербург, Москва).

Выявлены факты несоблюдения требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 "Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации" авиакомпаниями г.Москвы и Московской области. Воздушные суда ТУ-214 не оборудованы холодильными установками для хранения рационов бортового питания, в результате нарушены условия их хранения на борту воздушного судна.

Не отлажена работа по прохождению периодических медицинских осмотров персоналом цехов бортового питания, не разработаны планы диспансеризации лиц, страдающих общими заболеваниями, выявленными по результатам периодических медицинских осмотров.

Отсутствуют личные медицинские книжки у работников цехов бортового питания, к работе допускаются лица, не прошедшие медосмотры и гигиеническое обучение (Архангельская, Московская области).

Указанные нарушения обусловлены отсутствием отлаженной системы проведения производственного контроля в организациях, занятых производством и реализацией бортового питания, а также ослаблением санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением программ производственного контроля со стороны управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

С целью предупреждения угрозы возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) авиапассажиров и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10) и Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.150; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.36074; 2005, N 19, ст.1752, N 50, ст.5242; 2006, N 1, ст.10, N 14, ст.1458)

постановляю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации - Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

1.1. Усилить надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обеспечения безопасности при организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации, обратив особое внимание на наличие площадей, обеспечивающих соответствие требованиям технологического процесса изготовления бортового питания, а также условия хранения оборотной тары, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, условия для сбора производственных отходов, возможности соблюдения личной гигиены персоналом.

1.2. При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на ассортимент бортового питания учитывать тип воздушного судна, длительность полета, наличие на воздушном судне работающего буфетно-кухонного оборудования.

1.3. При согласовании программ производственного контроля для организаций - производителей бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов в обязательном порядке учитывать выполнение ими требований санитарных правил СП 2.5.1.788-99 "Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации" и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве, транспортировании, хранении и реализации бортового питания.

1.4. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производстве бортового питания усилить меры административного воздействия.

2. ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора до 25.12.2007 разработать и представить на утверждение в установленном порядке:

2.1. Методические указания по оценке эффективности функционирования систем производственного контроля на предприятиях - производителях бортового питания для авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов.

2.2. Методические рекомендации по разработке и внедрению систем производственного контроля по безопасности производства и реализации услуг питания на воздушном транспорте.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству на воздушном транспорте Российской Федерации рекомендовать: выдавать Свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения на воздушные суда, осуществляющие пассажирские перевозки при наличии действующей системы производственного контроля за безопасностью услуг питания на транспорте.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.

Г.Г.Онищенко

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных и
методических документов
Госсанэпиднадзора,
выпуск 3, сентябрь, 2007 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»