РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ст.23,ст.2289) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 210 слова "предусмотрена налоговая ставка, установленная" заменить словами "предусмотрены налоговые ставки, установленные";
2) пункт 3 статьи 218 признать утратившим силу;
3) пункт 1 статьи 224 изложить в следующей редакции:
"1. Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году | Налоговая ставка |
1 | 2 |
До 60000 рублей | 0,0 процента |
От 60001 рубля до 280000 рублей | 13,0 процента |
От 280001 рубля до 600000 рублей | 36400 рублей + 20 процентов с суммы, превышающей 280000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 100400 рублей + 30,0 процентов с суммы, превышающей 600000 рублей"; |
4) в абзаце первом пункта 1 статьи 225 слова "налоговой ставке, установленной" заменить словами "налоговым ставкам, установленным";
5) в абзаце первом пункта 3 статьи 226 слова "применяется налоговая ставка, установленная" заменить словами "применяются налоговые ставки, установленные";
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечению одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
В ходе реформирования межбюджетных отношений и изменений налогового законодательства все возрастающее значение для доходов субъектов федерации и муниципальных образований приобретают поступления от уплаты физическими лицами налога на их доходы. Так если в 2000 году подоходный налог в налоговых доходах бюджетов субъектов федерации составил 18,9 процента, от этого источника, то в 2005 году его доля уже составила 31,8 процентов. С учетом этого обстоятельства возникает настоятельная необходимость реформирования существующего порядка исчисления, уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц. Первоочередным этапом в этой работе должно стать введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.
Применение единой ставки в 13 процентов к доходам физических лиц в течение 2001-2005 годов показало, что главная цель, которая преследовалась при введении плоской шкалы - вывод значительной части заработной платы из тени не достигнута. За 2000 год в бюджетную систему страны поступило 174751 млн.рублей подоходного налога при фонде зарплаты в 1367100 млн.рублей средневзвешенная ставка налога была 12,78 процента. С 2001 года была значительно расширена налоговая база по налогу на доходы физических лиц. В число плательщиков включили всех военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, работников прокуратуры и другие категории, ранее освобожденные от уплаты подоходного налога. И в 2005 году при фонде оплаты труда в 5724721 млн.руб. в бюджеты субъектов поступило подоходного налога 707003 млн.руб. средневзвешенная ставка составила 12,35 процента.
Кроме того, что лицам с высокими доходами с 2001 года понизили ставку подоходного налога, им еще установили льготную ставку на доходы от долевого участия в деятельности организаций в размере 6 процентов, которая в последствии была увеличена до 9 процентов.
Если рассматривать налоговую нагрузку на оплату труда наемных работников, а таких подавляющее большинство среди плательщиков подоходного налога, с учетом единого социального налога, то с зарплаты малообеспеченных в пользу государства будет изыматься 39,0 процентов доходов. С зарплаты среднего достатка физических лиц свыше 280 тыс.рублей в год изымается в пользу государства 20,9 процентов. А с зарплаты высокооплачиваемых свыше 600 тысяч рублей в пользу государства изымается только 15,0 процентов доходов.
С целью выравнивания налоговой нагрузки на доходы физических лиц с разными уровнями доходов предлагается установить прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, для малообеспеченных слоев населения с доходами до 60 тыс.рублей в год установить нулевую ставку налога с одновременной отменой стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц с доходами до 20 тысяч рублей в год. Сохранить действующую ставку налога в 13,0 процентов в год для физических лиц с доходами от 60001 рубля до 280000 рублей в год. Для физических лиц, получивших в налоговом периоде доходы от 2800 001 рубля до 600000 . рублей установить ставку налога в 20,0 процентов. Доходы физических лиц полученные в налоговом периоде свыше 600 тыс.рублей облагать по ставке в 30,0 процентов.
Применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц позволит, несомненно, увеличить доходы бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов по этому налогу. Кроме того, это будет соответствовать и общепринятой мировой практике налогообложения доходов физических лиц. Например, в США максимальная ставка этого налога составляет-31 процент, во Франции- 54 процента, Дании - 63 процента.
Сложностей с администрированием налога на доходы физических лиц с применением прогрессивной шкалы налогообложения не будет, так как такой опыт накоплен налоговыми органами в предшествующие год.
Введение прогрессивной страны налогообложения доходов физических лиц позволит увеличить поступления в бюджеты субъектов федерации на сумму более 118, 6 млрд. рублей уже в 2007 году.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внести изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налог будет взиматься по прогрессивной шкале ставок, а также отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода.
Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало и способствует дальнейшему процессу легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. В последние годы темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц превышают темпы общего роста налоговых поступлений. Доля этого налога в общей сумме налоговых платежей и других доходов, поступивших в консолидированный бюджет в 2004 году, составила 12,9%, против 9,5% в 2000 году.
Значительно упростились исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами.
Сохранение единой ставки налога обеспечивает стабильность налоговой системы и является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка