Недействующий

     

Проект N 343558-4*
_____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Государственной Думой. -
Примечание изготовителя базы данных.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда"
и другие законодательные акты Российской Федерации

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст.2729; 2002, N 18, ст.1722; N 48, ст.4737; 2003, N 40, ст.3818; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.24) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:



"Статья 1.

Установить минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года в сумме 2 300 рублей в месяц.";

2) в статье 2:

абзац второй части первой дополнить словами ", внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности";

часть третью признать утратившей силу;

3) статью 3 изложить в следующей редакции:



"Статья 3.


Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.".

Статья 2


Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 129 признать утратившей силу;

2) в статье 133:

в наименовании слова "минимальной заработной платы" заменить словами "минимального размера оплаты труда";

в части первой слово "размера" заменить словом "величины";

абзацы второй - четвертый части второй дополнить словами ", внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности";

часть третью после слова "работника," дополнить словом "полностью";

часть четвертую признать утратившей силу;

3) дополнить статьей 133_1 следующего содержания:



"Статья 133_1. Установление размера минимальной заработной
платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).";

4) часть третью статьи 135 дополнить предложением следующего содержания:

"Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.";

5) в статье 144:

в части второй слова "может устанавливать" заменить словом "устанавливает", слово "работников" исключить;

в части третьей слова "групп работников" заменить словом "групп";

6) статью 421 изложить в следующей редакции:



"Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда,
 предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.".

Статья 3


В абзаце втором части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2005, N 19, ст.1752) слово "пяти" заменить словом "десяти".

Статья 4


Признать утратившими силу:

1) статью 4 Федерального закона от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.869);

2) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2003 года N 127-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3818);

3) пункт 4 статьи 113 и абзац третий статьи 128 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607);

4) абзац четвертый пункта 119 и абзацы десятый и одиннадцатый пункта 123 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст.2878).


Статья 5


В связи с принятием настоящего Федерального закона не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу.

Статья 6


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2007 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О минимальном
размере оплаты труда" и другие законодательные
акты Российской Федерации"



В период 2000 - 2005 г.г. средняя заработная плата в номинальном исчислении увеличилась с 2223 рублей до 8550 рублей в месяц, или в 3.8 раза. Соотношение между средней заработной платой и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения увеличилось со 168 % в 2000 году до 261 % в 2005 году. При этом за указанный период минимальный размер оплаты труда возрастал более быстрыми темпами - в 8,3 раза.

В связи с ростом заработной платы в период с 2000 по 2005 год численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 15,3 млн. человек.

В 2006 г. ожидается дальнейшее повышение средней заработной платы до 10975 рублей в месяц или на 28 % по сравнению с 2005 г., в 2007 г. - до 12483 рублей в месяц или на 18,3 % по сравнению с 2006 г.

В то же время, повышение среднемесячной заработной платы достигалось, в основном, за счет опережающего роста зарплат в экспортно-ориентированных отраслях экономики и в меньшей степени - осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год, численность "работающих бедных" среди бюджетников, хотя и уменьшится на 12,5 %, составит 2,1 млн. чел.

Решение задачи по дальнейшему повышению оплаты труда в бюджетной сфере невозможно без влияния со стороны федерального законодателя. И основным инструментом этого влияния, наряду с определением параметров федерального бюджета, является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Проектом федерального закона предлагается повысить минимальный размер оплаты труда в 1,82 раза, установив его с 1 сентября 2007 года в размере 2000 рублей в месяц.

Такая мера, в первую очередь, позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников. По данным Росстата в апреле 2006 года среднемесячную начисленную заработную плату ниже 2000 рублей имели около 10% работников или 6,6 млн. человек.

Принятие законопроекта также будет способствовать решению еще одной важнейшей задачи в сфере реформирования оплаты труда, которая закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, - повышению минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое повышение обеспечит соотношение МРОТ и величины прогнозируемого размера прожиточного минимума трудоспособного населения на уровне около 50 %.

Для учета региональных особенностей законопроектом предоставляется право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие размеры минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Предусматривается, что минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом размер минимальной заработной платы, установленный законом субъекта Российской Федерации, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, и обеспечивается работодателями за счет собственных средств.

Проектом закона предлагается также ужесточить административное наказание за установление и выплату заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда или установленного законом субъекта Российской Федерации размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»