ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 марта 2007 года N 02-18/04-2681


[Рекомендации по проведению проверок Государственными
 учреждениями - региональными отделениями Фонда социального
 страхования Российской Федерации целевого расходования средств
 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации,
 перечисленных Государственными учреждениями - региональными
 отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации
 на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам,
 фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим
 обязательному социальному страхованию]

В целях осуществления региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации контроля за целевым расходованием органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств, перечисленных региональными отделениями Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежавшим обязательному социальному страхованию, Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 направляет Рекомендации по проведению проверок Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации целевого расходования средств органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, перечисленных Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.



Заместитель председателя
С.С.Ковалевский

     

Приложение

Рекомендации по проведению проверок Государственными учреждениями - региональными
 отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации целевого расходования
средств органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации,
перечисленных Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда
социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия
по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком
и не подлежащим обязательному социальному страхованию

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации регулируют вопросы проведения Государственными учреждениями - региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделения Фонда) документальных выездных проверок по осуществлению контроля за целевым расходованием органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения) средств федерального бюджета, перечисляемых отделениями Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособие) лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (далее - проверка).

2. Проверка производится в рамках договора, заключенного между отделением Фонда и органом социальной защиты населения, о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866.

3. Целью проверки является осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы целевого расходования органами социальной защиты населения средств, перечисляемых отделениями Фонда на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.

4. Задачами проверки являются:

- установление соответствия (несоответствия) целевого расходования органом социальной защиты населения средств на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, действующим нормативным правовым актам;

- выявление нарушений нецелевого расходования средств на выплату пособия непосредственно на уровне органов социальной защиты населения по месту жительства получателя пособия.

5. Проверка может проводиться в виде единичного контрольного действия или исследования состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого органа социальной защиты населения.

6. Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.

7. Проверкой может быть охвачен отчетный период деятельности органа социальной защиты населения предшествовавший проведению проверки и текущий период года.

8. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения Фонда, в соответствии с ежеквартальным планом проведения проверок, утверждаемым руководителем отделения Фонда, в котором указывается проверяемый орган социальной защиты населения, состав членов проверяющей комиссии, ее полномочия, а также период проведения проверки (приложение N 1).

В необходимых случаях руководителем отделения Фонда могут быть назначены внеплановые проверки органа социальной защиты населения.

9. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя отделения Фонда.

10. Срок проведения проверки исчисляется в календарных днях и не превышает пяти дней.

11. Отделением Фонда направляется уведомление (письмо) органу социальной защиты населения о предстоящем проведении проверки.

12. В случае непредставления органом социальной защиты населения в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 2).

13. При осуществлении проверок органов социальной защиты населения проверяющие руководствуются:

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год;

Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865;

Правилами финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 (далее - Правила финансирования);

постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.01.2007 N 2 "Об утверждении форм заявки и отчета об использовании средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - постановление Фонда от 12.01.2007 N 2);

а также другими нормативными правовыми актами.

II. Подготовительные мероприятия, предшествующие проверке

14. В процессе подготовки к проведению проверки проверяющие проводят изучение:

статистических сведений, содержащихся в установленных формах отчетности об использовании средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

результатов предыдущих проверок (если таковые проводились);

обращений граждан по вопросам деятельности проверяемого органа социальной защиты населения (если такие поступали), публикаций в средствах массовой информации (если таковые имели место).

15. При подготовке к проведению проверки следует проводить анализ данных содержащихся в базе данных ЕИИС "Соцстрах", в том числе:

наличие и срок действия договора с органом социальной защиты населения о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию;

наличие, своевременность и обоснованность предоставления ежеквартальных заявок на финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

наличие и своевременность предоставления ежеквартальных отчетов об использовании средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

соответствие данных, содержащихся в реестрах о лицах, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию и получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком, с данными отчетности, представляемой органом социальной защиты населения за проверяемый период.

16. Проводится анализ и обобщение сведений по расходам на выплату пособия, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, имеющихся в отделении Фонда.

17. Результаты проведенного анализа используются в ходе осуществления проверки органа социальной защиты населения.

III. Проверка целевого расходования органом социальной защиты населения средств,
 перечисляемых региональным отделением Фонда на выплату пособия лицам, фактически
осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим
обязательному социальному страхованию

18. Проверка целевого расходования средств, направленных на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется на основании отчетных документов, утвержденных постановлением Фонда от 12.01.2007 N 2.

19. При проведении проверки необходимо:

проанализировать исполнение органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации заявок органов социальной защиты населения по месту жительства получателя пособия на выделение средств на выплату пособий лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию: соответствие данных заявок с фактически перечисленными средствами; своевременность перечисления средств; соответствие представленных заявок форме, установленной регламентирующим порядком; правильность заполнения заявок; перечисление органом социальной защиты населения средств без заявок (сверх заявок);

проверить: соответствие формы представленных органами социальной защиты населения по месту жительства получателя пособия отчетов о расходовании средств форме, установленной регламентирующим порядком; соответствие данных отчетов с фактически перечисленными средствами; своевременность предоставления отчетов, правильность заполнения отчетов;

проверить соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности в части произведенных расходов по выплате пособия органом социальной защиты населения отчетам по расходованию средств органов социальной защиты населения по месту жительства получателя пособия;

проанализировать своевременность, полноту и обоснованность расчетов по финансированию органов социальной защиты населения по месту жительства получателя пособия (наличие документов, подтверждающих проведение документальных выездных проверок правомерности назначения и выплаты пособия со стороны органа социальной защиты населения; отражение в материалах проверок расходов на цели, непредусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации: нарушение сроков перечисления средств на выплату пособия);

проверить соответствие суммы израсходованных средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в отчете об использовании средств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - отчет) итоговой сумме в реестре лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, не подлежащих обязательному социальному страхованию и получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком (расхождение итоговых сумм отчета и реестра);

проверить сроки представления отчета, заполнения показателей отчета, полноту заполнения приложения к отчету "Реестр лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, не подлежащим обязательному социальному страхованию и получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком" (отчет представляется в отделение Фонда ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом);

выборочно проверить в реестре лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, не подлежащим социальному страхованию и получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком:

- графы 5,6,7 на выявление повторов, т.е. возможность двух выплат на одного ребенка, как матери, так и отцу (либо другому лицу, осуществляющему уход за ребенком) в разных органах социальной защиты;

- графу 6 "Дата рождения ребенка" (пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет);

- графу 8 "Ребенок по числу рожденных матерью детей" и графу 10 "Количество выплат", для определения правильности отражения суммы расчета по графе 11 "Сумма" (с 01.01.2007 для неработающих граждан размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет - 1500 рублей, за вторым и последующими детьми - 3000 рублей (с учетом районного коэффициента); для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в части доплаты сверх норм, руководствоваться Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции от 18.06.92 N 3061-1).

IV. Оформление результатов проверки

20. По результатам проверки органа социальной защиты населения составляется справка о проверке (приложение N 3), которая заполняется в период проверки и подписывается проверяющими и руководителем органа социальной защиты населения.

21. Справка должна иметь сквозную нумерацию страниц, в ней не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих справку.

Справка составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении Фонда, другой передается руководителю проверяемого органа социальной защиты населения.

22. При наличии возражений и (или) замечаний по фактам, изложенным в справ подписывающие ее должностные лица органа социальной защиты населения делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

23. Справка должна состоять из вводной, описательной и итоговой частей.

24. Вводная часть справки (сведения о проверяемом органе социальной защиты населения) представляет собой общую информацию о проводимой проверке, а также о методах проведения проверки. Описательная часть справки о проверке должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании средств, перечисляемых отделением Фонда на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, проверенного органа социальной защиты населения либо указание на отсутствие таковых. Справка не должна содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Итоговая часть (заключение) содержит выводы проверяющих относительно данных, полученных в ходе проведения проверки, и (в случае наличия) предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений.

V. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки органа социальной защиты населения

25. По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки нарушений, допущенных органом социальной защиты населения по расходованию средств, перечисляемых отделением Фонда на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, отражаемых в справке о проверке, сроки исправления нарушений указываются в решении (приложение N 4).

26. Средства, перечисляемые отделением Фонда на выплату пособия лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходованные органом социальной защиты населения нецелевым образом засчитываются в счет последующих платежей отделения Фонда, либо подлежат возврату.

     

     

Приложение N 1
к Рекомендациям по проведению
проверок Государственными
учреждениями-региональными
отделениями Фонда
социального страхования
Российской Федерации
целевого расходования
средств органами
социальной защиты
населения субъектов
Российской Федерации,
перечисленных Государственными
учреждениями - региональными
отделениями Фонда социального
страхования Российской Федерации
на выплату ежемесячного пособия
по уходу за ребенком лицам, фактически
осуществляющим уход за ребенком
и не подлежащим обязательному
социальному страхованию

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»