Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 7 июня 2007 года N 112

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 16.11.2007 N 01/11769-АБ
(Информация из Минюста России на 3 декабря 2007 года).
______________________________________________________________


В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов.

Директор
С.В.Васильев

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной
регистрационной службы
от 7  июня 2007 года N 112

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов



Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов (далее - Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49, ст.4552.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4532.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3012.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.I), ст.15; 2005, N 1 (ч.I), ст.22; 2005, N 1 (ч.I), ст.40; 2005, N 1 (ч.I), ст.43; 2005, N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; 2006, N 17 (ч.I), ст.1782; 2006, N 23, ст.2380; 2006, N 27, ст.2881; 2006, N 30, ст.3287; 2006, N 50, ст.5279; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 31, ст.4011.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652; 2006, N 48, ст.5038.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст.1602.


Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных актов проводится в порядке, установленном Законом, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, применяются также нормативные правовые акты, изданные Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

I. Общие положения

1. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в судебную систему Российской Федерации входят:

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст.1.


- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, составляющие систему судов субъектов Российской Федерации.

2. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3019.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК, пунктом 1 статьи 17 Закона вступившие в законную силу решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции (далее - судебные акты) являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Требования к содержанию решений судов и порядку их вступления в законную силу установлены статьями 198, 209, 329, 335, 367, 375, 391 ГПК, статьями 170, 180, 195, 271, 307 АПК.

5. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав третейского суда (пункт 4 статьи 32 Закона о третейских судах).

II. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных вступившим в законную силу судебным актом

6. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (пункт 1 статьи 28 Закона).

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 Закона (пункт 1 статьи 28 Закона в редакции Федерального закона от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступает в силу с 1 февраля 2008 года).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4845.

7. Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (абзац пятый пункта 5 статьи 18 Закона).

8. Требования по оформлению актов судов общей юрисдикции изложены в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 36.

________________

"Российская газета", N 246, 05.11.2004.


В случае если решение суда не содержит сведений, которые государственный регистратор обязан внести в ЕГРП, государственный регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения государственного регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения (абзац второй пункта 1 статьи 28 Закона).

9. При проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта рекомендуется проверить:

правильность оформления копии судебного акта;

вступление судебного акта в законную силу;

наличие в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права.

10. При наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственную регистрацию права иного лица, в пользу которого принято решение суда, рекомендуется производить только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права или в случае, если это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части судебного акта.

III. Особенности государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных судебным актом

11. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны в трехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении ареста в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Государственная регистрация арестов недвижимого имущества проводится без уплаты государственной пошлины.

Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя.

В случае если копия решения о наложении ареста не содержит необходимых для внесения в ЕГРП сведений, рекомендуется запросить орган, наложивший арест на недвижимое имущество, о порядке исполнения решения о наложении ареста.

12. В случае когда заверенная копия решения о наложении ареста (пункт 3 статьи 28 Закона) представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не органом, наложившим арест на недвижимое имущество, а иными лицами (например, истцом), в целях проведения государственной регистрации ареста рекомендуется предварительно запросить у названного органа сведения о том, не снят ли данный арест на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

В случае когда иными лицами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представлена незаверенная копия решения о наложении ареста, рекомендуется запросить у соответствующего органа, наложившего арест, заверенную копию решения о наложении ареста (пункт 3 статьи 28 Закона), а также сведения о том, не снят ли данный арест на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

При поступлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копии судебного акта не от органа, наложившего арест на недвижимое имущество, а от иных лиц в книгу учета входящих документов рекомендуется вносить сведения о лице, представившем копию решения о наложении ареста, в графу "Особые отметки регистратора" соответствующего подраздела ЕГРП рекомендуется внести запись о наличии правопритязания в отношении объекта недвижимого имущества.

13. В случае если копия судебного акта поступила в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, из органа, наложившего арест на объект недвижимого имущества, и содержит все необходимые для внесения в ЕГРП сведения, государственную регистрацию ареста рекомендуется осуществлять в срок, не превышающий трех рабочих дней.

14. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации с указанием основания для государственной регистрации ограничения права (пункт 3 статьи 28 Закона).

15. В случае если орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществил государственную регистрацию ареста (запрещения) на основании судебного акта и впоследствии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и (или) наложении ареста на объект недвижимого имущества на основании указанного судебного акта, рекомендуется уведомить судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство, о фактическом исполнении судебного акта, что в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" является основанием для окончания исполнительного производства.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3591; 2001, N 32, ст.3412; 2002, N 52 (ч.I), ст.5132; 2003, N 2, ст.160; 2003, N 50, ст.4847; 2003, N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 10, ст.837; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 42, ст.4213; 2006, N 1, ст.8; 2006, N 45, ст.4627.

16. В случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу (часть 4 статьи 96 АПК).

В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (часть 5 статьи 96 АПК).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»