Недействующий

     

Проект N 407183-4*
__________________________________
* Согласно регистрационной карте,
проект одобрен Государственной Думой. -
Примечание изготовителя базы данных.   



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации

     

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

2. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

3. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением
деятельности в морских портах

1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.

2. Осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Обычаи морского порта

1. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта.

3. Обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту;

2) внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;

3) внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;

4) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;

5) причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;

6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;

7) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

8) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;

9) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;

10) технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;

11) пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - пользователи), - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;

12) услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

13) территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;

14) искусственно созданный земельный участок - земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий;

15) акватория морского порта - водное пространство в границах морского порта;

16) подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей, расположенные в зоне с установленными границами, которая примыкает к акватории морского порта, но не выходит за пределы территориального моря Российской Федерации и в пределах которой суда должны следовать с особой осторожностью в целях обеспечения безопасности мореплавания.

Статья 5. Границы морского порта

1. Границами морского порта являются границы его территории и акватории.

2. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации.

3. Сведения о границах акватории морского порта опубликовываются в обязательных постановлениях в морском порту и в "Извещениях мореплавателям".

Глава 2. Строительство, расширение, открытие и закрытие морского порта

Статья 6. Строительство и расширение морского порта

1. Решение о строительстве или расширении морского порта принимается Правительством Российской Федерации на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".

2. Решение о строительстве или расширении морского порта может предусматривать создание искусственных земельных участков. В этом случае осуществляется перевод земельного участка в составе земель водного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения или в другую категорию земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Искусственно создаваемые земельные участки, а также создаваемые и (или) реконструируемые объекты инфраструктуры морского порта могут являться объектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Статья 7. Открытие морского порта и закрытие морского порта для оказания услуг

1. После завершения строительства, обустройства и материально-технического оснащения морского порта он подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), с внесением соответствующих сведений в Реестр морских портов Российской Федерации.

2. Закрытие морского порта для оказания услуг, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации не ранее чем через год со дня принятия такого решения. О принятии решения о закрытии морского порта для оказания услуг портовые власти обязаны уведомить в письменной форме операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта не позднее чем в течение месяца со дня принятия такого решения.

3. При возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в морском порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта или морского терминала для оказания услуг. О таком решении портовые власти немедленно уведомляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия такого решения.

4. Информация об открытии или о закрытии морского порта, морского терминала для оказания услуг опубликовывается в "Извещениях мореплавателям".

Глава 3. Государственное регулирование деятельности в морском порту

     

Статья 8. Основы государственного регулирования деятельности в морском порту

1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения:

1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;

2) обороны и безопасности государства;

3) порядка в морском порту, выявления, предупреждения и пресечения актов незаконного вмешательства в морском порту;

4) безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;

5) комплексного развития морского порта;

6) эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;

7) равных условий для осуществления деятельности в морском порту;

8) равного доступа к услугам в морском порту;

9) предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;

10) конкурентоспособности морского порта;

11) государственного контроля за ввозом и вывозом уловов и продуктов переработки водных биологических ресурсов.

2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:

1) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта, осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением установленных норм и правил;

2) лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;

3) технического регулирования в морском порту;

4) установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;

5) установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;

6) открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;

7) возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

8) осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью физических и юридических лиц в морском порту в части безопасности мореплавания и безопасности портовых гидротехнических сооружений;

9) создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;

10) осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;

11) установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;

12) организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;

13) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;

14) осуществления контроля и надзора за соблюдением международных договоров Российской Федерации, связанных с торговым мореплаванием, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

15) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.

3. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских портах устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских портах устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в морских портах хозяйствующих субъектов.

4. Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять государственный контроль и надзор в морском порту, не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в морском порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»