ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 1 августа 2007 года N 3

[О постановлениях Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору]

 

     

     

I. О взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами
власти субъектов Российской Федерации и разграничении полномочий при осуществлении надзорных функций


Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также руководителей управлений центрального аппарата территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрела вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами власти субъектов Российской Федерации и разграничения полномочий при осуществлении надзорных функций в области экологического надзора и государственного строительного надзора.

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления государственного экологического надзора А.И.Масалевича по вопросам:

разграничения полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

о ходе подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 N 845-р;

о ходе подписания соглашений о взаимодействии Ростехнадзора с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

совершенствования разграничения полномочий и укрепления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации;

а также заслушав и обсудив доклад начальника Управления государственного строительного надзора B.C.Котельникова по вопросам взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами власти субъектов Российской Федерации и разграничения полномочий при осуществлении надзорных функций в области государственной строительного надзора,

Коллегия постановляет:

1. Управлению государственного экологического надзора (А.И.Масалевич):

1.1. В двухмесячный срок подготовить концепцию Ростехнадзора по развитию государственного экологического надзора;

1.2. В срок до 1 сентября 2007 года завершить работу по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации необходимых для реализации Федерального закона от 31.12.2005 N 199-Ф "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 N 845-р и внести их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

1.3. В срок до 1 сентября в 2007 года подготовить предложения Правительство Российской Федерации по сосредоточению полномочий в области государственного экологического надзора применительно к особо опасным и технически сложным объектам в Ростехнадзоре.

1.4. Отстаивать позицию Ростехнадзора о необходимости разработки материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе проектной документации, представляемой на государственную экспертизу в согласованном Ростехнадзором письмом от 18.07.2007 N КЧ-41/1027 проекте постановления Правительства Российской Федерации "О составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации, представляемой в государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора".

1.5. Переработать и в срок до 1 декабря 2007 года представить на утверждение руководству Ростехнадзора требования к материалам ОВОС, предусмотренные статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. Заместителю руководителя Ростехнадзора Н.Г.Кутьину обеспечить подготовку и представление руководителю Службы Управлением государственного экологического надзора (А.И.Масалевич) материалов по вопросу "О разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды", а также направление их в Правительственную комиссию по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения на заседании комиссии 27 августа 2007 года. Срок - до 20 августа 2007 года.

3. Территориальным органам Ростехнадзора, осуществляющим государственный экологический надзор:

3.1. В срок до 1 сентября 2007 года завершить работу по заключению соглашений о взаимодействии Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованию и утверждению прилагающихся субъектов Российской Федерации, согласованию и утверждению прилагающихся к ним списков объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Отчет о проделанной работе представить Управление государственного экологического надзора в срок до 10 сентября 2007 года;

3.2. Межрегиональным территориальным управлениям Ростехнадзора по федеральным округам в срок до 10 сентября 2007 года обобщить и представить Управление государственного экологического надзора информацию о наличии структур соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы и о принятых нормативных акта субъектами Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий" в области экологической экспертизы.

4. Управлению государственного строительного надзора (Котельников B.C.):

4.1. В срок до 1 октября 2007 года разработать концепцию мониторинга технического состояния зданий и сооружений, включая состояние противопожарной защиты.

4.2. Отстаивать изложенную в письме от 24.07.2007 N КЧ-41/1054 позицию Службы при подготовке проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о недопустимости принятия законопроекта в представленной редакции.

4.3. В целях обеспечения отражения позиции Ростехнадзора по вопросу осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации внести в сентябре 2007 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре" (в целях реализации положений Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

4.4. В ноябре 2007 года организовать и провести расширенное совещание с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор и руководителями территориальных органов Ростехнадзора по вопросам взаимодействия при осуществлении надзорных функций.

5. Территориальным органам Ростехнадзора, осуществляющим государственный строительный надзор:

5.1. Совместно с территориальными органами МЧС России в срок до 1 октября 2007 года организовать и провести региональные совещания по вопросам взаимодействия по обеспечению пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

5.2. Повысить требовательность при проведении итоговых проверок объектов капитального строительства; при подготовке заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитально строительства проверять наличие и полноту материалов, включая результат экспертиз пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

6. Московскому межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Ростехнадзора (Артюх Ю.В Межрегиональному территориальному управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу (Приземлин В.В.), а также руководителям УТЭН по Калужской, Курской, Тамбовской областям улучшить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора.

II. Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за I полугодие 2007 года


Коллегия отмечает, что деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в I полугодии 2007 года была направлена на обеспечение защищенности объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и других объектов, поднадзорных Ростехнадзору, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмотренных полномочиями Ростехнадзор мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в установленной сфере деятельности.

Надзор за ядерной и радиационной безопасностью на объекта: использования атомной энергии.

Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТО ЯРБ) проведено 3855 (в I полугодии 2006 года - 4802) инспекций на ядерно и радиационно опасных объектах использования атомной энергии. Выявлено и предписано к устранению 3024 (в I полугодии 2006 года - 3463) нарушения требований норм и правил в области использования атомной энергии. За нарушение соответствующих требований по безопасности привлечено к административной ответственности 26 (в I полугодии 2006 года - 15) юридических лиц и 40 (в I полугодии 2006 года - 23) должностных лиц на общую сумму штрафных санкций более 705 (в I полугодии 2006 года - более 540) тыс.руб.

Надзор в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Территориальными и межрегиональными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее - УТЭН) проведено 114176 (в I полугодии 2006 года - 111733) проверок выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 843898 (в I полугодии 2006 года - 883326) нарушений требований законодательства Российской Федерации правил по промышленной безопасности. Выдано 754 предписания на приостановку работ на опасных производственных объектах (административное приостановление деятельности), которые велись с угрозой жизни и здоровья людей. За нарушения требований промышленной безопасности было наложено 25849 (в I полугодии 2006 года - 21281) штрафов на общую сумму 75570 (в полугодии 2006 года - 63226) тыс.руб., в правоохранительные органы на нарушителей требований передано 599 (в I полугодии 2006 года - 542) материалов.

Государственный энергетический надзор.

По направлению государственного энергетического надзора проведено 82858 (в I полугодии 2006 года - 78765) обследований состояния безопасности электрических и тепловых установок и сетей, в ходе которых выявлено и устранено 775576 (в I полугодии 2006 года - 734149) нарушений обязательных требований правил устройства и безопасной эксплуатации электрических тепловых установок и сетей. Выдано 1041 (в I полугодии 2006 года - 2318) предписание о запрещении эксплуатации энергоустановок, которая осуществлялась с грубыми нарушениями требований по электробезопасности. Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора было составлено 24446 (в I полугодии 2006 года - 17522) протоколов об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией Ростехнадзора, как органа государственного энергетического надзора.

Государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза.

По направлению федерального государственного экологического контроля проведено 12057 контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявлено и предписано к устранению 37279 нарушений требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Всего применено штрафных санкций за нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды 9861. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 100380 тыс.руб., общая сумма взысканных административных штрафов - 55224 тыс.руб. В правоохранительные органы на нарушителей требований законодательства в области охраны окружающей среды передано 333 материала, по представлению территориальных органов возбуждено 12 уголовных дел. В целом предъявлено 211 исков за негативное воздействие на окружающую среду, при этом взыскано 37818 тыс.руб.

В центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для организации и проведения государственной экологической экспертизы по объектам федерального и регионального уровня было принято соответственно 148 и 9766 материалов, утверждено 68 положительных и 5 отрицательных заключений экспертных комиссий по объектам федерального уровня и 6174 положительных и 451 отрицательное заключение по объектам регионального уровня.

Государственный строительный надзор

По направлению государственного строительного надзора в I полугодии 2007 года проведено 4122 проверки объектов капитального строительства, выявлено 15618 нарушений. Санкции в виде временного запрета деятельности применены в 21 случае, административное приостановление деятельности - в 83 случаях. За нарушения требований законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности наложено 803 штрафа, общая сумма взысканных штрафов составила 10599 тыс.руб.

Разрешительная деятельность.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и полномочиями Ростехнадзора по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в общей сложности выдано 6185 лицензий, в том числе 628 лицензий - центральным аппаратом и 5557 лицензий - УТЭН Ростехнадзора, отказано в выдаче 476 лицензий (соответственно 69 лицензий и 407 лицензий)

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии было выдано 585 лицензий в области использования атомной энергии, в том числе 56 лицензий - центральным аппаратом и 529 лицензий - МТО ЯРБ Ростехнадзора, отказано в выдаче 60 лицензий (соответственно 10 лицензий и 50 лицензий).

УТЭН Ростехнадзора организованно осуществлялась регистрация опасных производственных объектов. В базе данных государственного реестра содержите информация о 260287 опасных производственных объектах в составе 10944 эксплуатирующих организаций.

* * *


На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах в I полугодии 2007 года отмечены следующие основные тенденции в уровне и динамике аварийности и несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных предприятиях и объектах.

В I полугодии 2007 года на объектах использования атомной энергии зарегистрировано 64 эксплуатационных происшествия (74 - в I полугодии 2006 года), из них:

24 - на энергоблоках атомных электростанций (23 - в I полугодии 2006 года);

3 - на предприятиях топливного цикла (5 - в I полугодии 2006 года);

8 - на ядерных энергетических установках судов (13 - в I полугодии 2006 года);

15 - на радиационно опасных объектах (14 - в I полугодии 2006 года);

14 - на исследовательских ядерных установках (19 - в I полугодии 2006 года).

При эксплуатационных происшествиях нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации не было.

Аварий на объектах использования атомной энергии в I полугодии не зафиксировано. Событий с радиационными последствиями не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы в окружающую среду были ниже допустимых уровней.

В поднадзорных Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), в I полугодии 2007 года произошло 116 аварий (в I полугодии 2006 года - также 116 аварий).

Рост аварийности произошел на объектах, на которых используют) подъемные сооружения (с 21 до 27 10, +6), на объектах проведения взрывных работ (с 27 до 29, +2), на объектах энергонадзора (в 2 раза).

В I полугодии 2007 года на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при осуществлении производственной деятельности погибло 316 человек (на 135 человек больше, чем в I полугодии 2006 года).

На объектах энергетики в I полугодии 2007 года произошло 84 несчастных случая со смертельным исходом. Из них на электростанциях и энергоустановках 82 - случая, в тепловых установках и сетях - 2 случая (за тот же период 2006 года - произошло 95 несчастных случаев, из них на электростанциях и энергоустановках - 86, в тепловых сетях - 9).

Наибольший рост несчастных случаев со смертельным исходом отмечен в угольной промышленности (увеличение в 5,4 раза), в химической промышленности (увеличение в 1,7 раза).

По-прежнему высоким остается указанный показатель в горнорудной промышленности (42 случая), металлургической промышленности (11 случаев), нефтегазодобыче, магистральном трубопроводном транспорте (12 случаев) и при эксплуатации подъемных сооружений (42 случая).

В то же время указанный показатель снизился на 23% при эксплуатации оборудования, работающего под давлением, тепловыми установками и сетями.

Основными причинами возникновения аварий на опасных производственных объектах были технические и технологические факторы. В сравнении с I полугодием 2006 года возросла доля происшествий по причине несовершенства технологий и конструктивных недостатков технических устройств.

Анализ причин увеличения количества аварий и несчастных случаев при проведении взрывных работ показывает, что многие из них стали следствием грубых и неоднократных нарушений правил безопасности, что, в свою очередь, связано и является результатом ослабления надзорной деятельности со стороны инспекторского состава УТЭН по Кемеровской области, МТУ по Уральскому ФО и УТЭН по Ямало-Ненецкому АО (руководители - В.М.Рычковский, A.M.Сидякин, Ю.В.Паршин).

Результаты комплексных проверок деятельности межрегиональных территориальных управлений технологического и экологического надзора по Уральскому и Сибирскому федеральным округам показывают, что при положительной тенденции к снижению числа аварий (-7 случаев) в Уральском федеральном округе (A.M.Сидякин), на 100% вырос данный показатель в горнорудной промышленности (Свердловская область), на 200% - при ведении взрывных работ (УТЭН по Ямало-Ненецкому АО, руководитель Ю.В.Паршин), при эксплуатации электроустановок - на 200% (УТЭН по Ханты-Мансийскому АО - руководитель С.Н.Тищенко).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»