Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 года N 884-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бадулина Владимира Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", статей 5, 12, 17, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина В.А.Бадулина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А.Бадулин оспаривает конституционность положений статей 5, 12, 17 и 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющих структуру трудовых пенсий, порядок исчисления страхового стажа и индексации этих пенсий, а также правила перерасчета размеров пенсий по документам пенсионного дела, во взаимосвязи с его статьями 30 и 31, устанавливающими порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и порядок вступления данного Федерального закона в силу. Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность положений статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции названного Федерального закона.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения допускают отмену пенсионных прав, приобретенных им ранее в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", снижают уровень его пенсионного обеспечения и тем самым противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (части 1, 2 и 4), 18, 19 (части 1 и 2), 21, 35 (части 2 и 3), 37 (часть 3), 39 (части 1 и 2), 41 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их составных частей и размеров, порядка их исчисления, перерасчета и индексации. Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий, в частности, вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий.

Положения, содержащиеся в статье 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие порядок индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий (пункты 6, 7 и 8), имеют целью не допустить снижение жизненного уровня получателей трудовых пенсий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан и противоречащие конституционным принципам.

Нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющие структуру трудовых пенсий (пункт 2 статьи 5), порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию (пункт 1 статьи 12), и правила перерасчета размеров пенсий по документам пенсионного дела (статья 29), а также порядок вступления в силу названного Федерального закона (пункты 1 и 2 статьи 31), не влияют на размер пенсии заявителя, а потому также не могут рассматриваться как нарушающие его права.

Кроме того, как следует из представленных материалов, при осуществлении оценки пенсионных прав заявителя по состоянию на 1 января 2002 года (статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") размер его пенсии по сравнению с исчисленным по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не снизился. Следовательно, его права оспариваемой нормой не затронуты.

Проверка же правильности такой оценки, произведенной органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, включая правильность применения и истолкования ими предписаний пункта 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе с учетом правовой позиции, выраженной в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, возложена на суды общей юрисдикции, в деятельность которых Конституционный Суд Российской Федерации вмешиваться не вправе.

Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" утратили силу с 1 января 2002 года, а потому, по смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", они не могут быть предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бадулина Владимира Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка