ПРИКАЗ
от 15 января 2008 года N 2
(с изменениями на 6 октября 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2008 года N 282 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 43, 27.10.2008).
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 года N 903 "О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" (Российская газета, 2007, 26 декабря)
приказываю:
1. Утвердить:
порядок и критерии конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (приложение N 1);
форму соглашения с субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы (приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 января 2008 года,
регистрационный N 11051
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ
конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств
(с изменениями на 6 октября 2008 года)
1. Настоящий Порядок в целях осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, предусматривающие:
комплексность мероприятий, взаимосвязанных по срокам и ресурсам, объединенных одной идеей, направленной на совершенствование профессиональных образовательных программ с учетом запросов работодателей;
внедрение новых, прогрессивных форм организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
высокое качество обучения;
формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
2. Конкурсный отбор государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы (далее - конкурс), проводится с целью оказания им государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов, посредством предоставления средств из федерального бюджета (далее - государственная поддержка).
Государственная поддержка направлена на внедрение инновационных образовательных программ, в том числе на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения, способствующего их реализации.
Объем предоставляемой государственной поддержки составляет не менее 20 млн.рублей и не более 30 млн.рублей.
3. Конкурс является открытым.
Участниками конкурса могут быть государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющие инновационные образовательные программы (далее - образовательные учреждения), подавшие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе (далее - заявка).
К заявке прилагается документ, подтверждающий объемы привлекаемого софинансирования, с указанием:
источников софинансирования - средства бюджета субъекта Российской Федерации, средства работодателей, внебюджетные средства образовательного учреждения;
суммы софинансирования;
форм предоставления софинансирования - денежная форма и/или путем предоставления оборудования и/или передачи его в установленном законодательством Российской Федерации порядке в пользование сроком не менее 5 лет, выполнения работ, предусмотренных договором между образовательным учреждением и работодателем.
Указанный документ подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и является гарантией исполнения обязательств по софинансированию.
Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку.
4. Победители конкурса из числа образовательных учреждений - участников конкурса отбираются по следующим критериям:
ожидаемая результативность представленной инновационной образовательной программы;
существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
5. Ожидаемая результативность образовательной программы оценивается по следующим характеристикам:
5.1. Соответствие содержания инновационной образовательной программы профилям подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Здоровье", "Образование";
5.2. Ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей, в том числе посредством повышения квалификации педагогических кадров;
5.3. Создание системы контроля за реализацией и достижением результатов инновационной образовательной программы, в том числе со стороны работодателей;
5.4. Соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения образовательного процесса целям представленной инновационной образовательной программы;
5.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения;
5.6. Влияние предполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями.
6. Существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:
6.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;
6.2. Качественный состав педагогических кадров;
6.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением;
6.4. Востребованность выпускников на рынке труда;
6.5. Уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации);
6.6. Интенсивность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование.
Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.
7. Министерство образования и науки Российской Федерации:
устанавливает сроки проведения конкурса;
объявляет конкурс;
создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу конкурсной комиссии;
на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных учреждений - победителей конкурса с указанием объемов их государственной поддержки.
8. Федеральное агентство по образованию:
создает экспертную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу экспертной комиссии;
утверждает список сторонних экспертов и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок, и обеспечивает их работу;
ведет прием и учет заявок;
обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;
извещает о результатах конкурса его победителей.
9. Конкурсная комиссия:
рассматривает и утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса;
рассматривает результаты экспертизы, формирует перечень образовательных учреждений - победителей конкурса с указанием объемов их государственной поддержки, дополнительный перечень образовательных учреждений - победителей конкурса с указанием объемов их государственной поддержки при выделении дополнительных объемов государственной поддержки и представляет их на утверждение Министерству образования и науки Российской Федерации (абзац в редакции приказа Минобрнауки России от 6 октября 2008 года N 282 - см. предыдущую редакцию);
запрашивает, в случае необходимости, дополнительные сведения у экспертной комиссии, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, имеющих в своем ведении образовательные учреждения;
принимает решение о необходимости дополнительной экспертизы заявок образовательных учреждений;
определяет проходной балл для формирования перечня образовательных учреждений - победителей конкурса.
Конкурсная комиссия вправе готовить предложения Министерству образования и науки Российской Федерации по корректировке в рамках установленных пределов объемов государственной поддержки, указанных в заявках образовательных учреждений (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 6 октября 2008 года N 282).
10. Экспертная комиссия:
осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;
организует проведение экспертизы инновационных образовательных программ с привлечением сторонних экспертов;
по итогам экспертизы формирует список образовательных учреждений с указанием суммы набранных баллов;
оценивает достоверность данных, представленных образовательными учреждениями;
запрашивает, в случае необходимости, дополнительные сведения у Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации;
оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса, результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.
11. Число членов конкурсной и экспертной комиссий должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек каждая.
12. Комиссии вправе осуществлять свои полномочия, если на их заседаниях присутствует не менее 1/2 от списочного состава.
13. Решения комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссий, присутствующих на заседании.
Решения комиссий оформляются протоколами, которые составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссий, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссий (при его наличии).
При равенстве голосов членов комиссий решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.