Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2008 года N 79-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Амосова Константина Александровича, Фирта Арнольда Михелевича, Ядрихинского Дмитрия Васильевича и Яковлевой Яны Викторовны на нарушение их конституционных прав статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Селезнева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб граждан К.А.Амосова, А.М.Фирта, Д.В.Ядрихинского и Я.В.Яковлевой,

установил:

1. В Конституционный Суд Российской Федерации обратились граждане К.А.Амосов, А.М.Фирт, Д.В.Ядрихинский и Я.В.Яковлева, привлеченные к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" УК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ).

По мнению заявителей, данная статья, устанавливая уголовную ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ и не определяя при этом ни конкретный перечень таких веществ, ни критерии отнесения тех или иных веществ к сильнодействующим, ставит органы предварительного расследования и суды перед необходимостью руководствоваться при ее применении списками сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков, чем нарушает положения статей 15 (части 3 и 4), 45, 54, 55, 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные К.А.Амосовым, А.М.Фиртом, Д.В.Ядрихинским и Я.В.Яковлевой материалы, не находит оснований для принятия их жалоб к рассмотрению.

2.1. Как следует из статей 54, 55 (часть 3), 71 (пункт "о") и 76 Конституции Российской Федерации, ответственность за преступления и сопряженные с нею ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть предусмотрены только федеральным законом, каковым является Уголовный кодекс Российской Федерации.

Данным Кодексом, а именно его статьей 234, в частности, установлена ответственность за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами и психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки. Отсутствие в этой статье на момент подачи заявителями жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации определения того, какие именно вещества относятся к числу сильнодействующих или ядовитых и какими свойствами они должны обладать, как и отсутствие прямых отсылок к иным нормативным правовым актам, в соответствии с которыми то или иное вещество подлежало бы отнесению к разряду сильнодействующих или ядовитых, не может, вопреки мнению заявителей, расцениваться как свидетельство недопустимой неопределенности статьи 234 УК Российской Федерации. Формулирование в уголовном законе исчерпывающего перечня предметов преступления возможно и целесообразно при условии, если этот перечень будет оставаться стабильным в течение длительного времени. В условиях же быстрой обновляемости видов сильнодействующих веществ, изменчивости их химического состава и характера воздействия на организм человека приведение непосредственно в Уголовном кодексе Российской Федерации подобного перечня могло бы привести к тому, что изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, а также сбыт новых сильнодействующих веществ, которые еще не включены в соответствующий список, но по своим свойствам равноценны уже известным аналогичным веществам, оказались бы ненаказуемыми, что нарушало бы принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом.

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно касался вопросов, связанных с определением оснований и пределов уголовной ответственности в условиях, когда законодатель прямо не устанавливает в уголовном законе отдельные признаки состава преступления, в том числе касающиеся предмета преступления.

В определениях от 8 февраля 2007 года N 290-О-П и N 292-О-П Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что списки веществ, оказывающих негативное воздействие на организм человека, а также размеры этих веществ не обязательно должны предусматриваться законом; право утверждать перечни таких веществ для целей уголовного законодательства может быть предоставлено и Правительству Российской Федерации, что само по себе не означает наделение его полномочием осуществлять нормативное регулирование по вопросу установления оснований уголовной ответственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств" (с изменениями от 31 июля 1998 года и от 18 августа 2007 года) утвержден в установленном нормативном порядке перечень (список) сильнодействующих веществ, обязательный для применения всеми правоприменительными органами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 было принято до введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации (с 1 января 1997 года) и послужило бланкетной основой нормативного регулирования ответственности за предусмотренный статьей 234 УК Российской Федерации незаконный оборот сильнодействующих веществ в целях сбыта. Данным постановлением с учетом экспертных заключений (в том числе в виде утверждаемых Постоянным комитетом по контролю наркотиков списков сильнодействующих и ядовитых веществ) относительно свойств тех или иных конкретных веществ, степени их воздействия на организм человека, количества и других обстоятельств обязаны были руководствоваться органы предварительного расследования и суды при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с уголовным преследованием за незаконный оборот сильнодействующих веществ.

Федеральным законом от 4 ноября 2007 года N 252-ФЗ статья 234 УК Российской Федерации была дополнена примечанием, согласно которому списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей данной статьи и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 утверждены списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, после принятия этих нормативных актов решение вопросов, связанных с установлением в действиях лица признаков состава незаконного оборота сильнодействующих веществ, должно осуществляться с учетом закрепленных в статье 10 УК Российской Федерации правил действия уголовного закона во времени на основе статьи 234 УК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 4 ноября 2007 года N 252-ФЗ и утвержденных в соответствии с ней списков сильнодействующих веществ и их крупных размеров.

2.3. Таким образом, статья 234 УК Российской Федерации (как в редакции Федерального закона от 4 ноября 2007 года N 252-ФЗ, так и в ранее действовавших редакциях) предполагает при возложении уголовной ответственности за незаконный оборот сильнодействующих веществ необходимость учета утвержденного Правительством Российской Федерации перечня таких веществ, обязанность органов предварительного расследования и судов в ходе производства по конкретным уголовным делам устанавливать свойства находившихся в обороте сильнодействующих или ядовитых веществ, особенности их воздействия на организм человека, а также наличие у лица, осуществлявшего оборот таких веществ, осознания этих особенностей и умысла на их использование, а потому не может быть признана нарушающей конституционные права заявителей.

Проверка же законности и обоснованности соответствующих правоприменительных решений, включая исследование фактических оснований для применения данной нормы уголовного закона в конкретном деле, в том числе в части, касающейся установления признаков и размеров сильнодействующих веществ, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Амосова Константина Александровича, Фирта Арнольда Михелевича, Ядрихинского Дмитрия Васильевича и Яковлевой Яны Викторовны, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка