МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 февраля 2008 года N 1140-ЭН/Д20

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 февраля 2008 года N АГ-22/516

 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 февраля 2008 года N ИА/170-пр


  ПИСЬМО


О разработке региональных программ развития конкуренции


Руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации


В соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр предусматривается разработка региональных программ развития конкуренции на продовольственных рынках с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что обеспечение контроля за динамикой цен на продовольственные товары, прежде всего повседневного спроса, является одной из важнейших задач в деятельности органов исполнительной власти.

В этой связи целесообразно в рамках разрабатываемых региональных программ развития конкуренции отразить следующие вопросы:

совершенствование нормативной правовой базы по направлениям, касающимся осуществления мониторинга цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, а также реализации мер, направленных на улучшение регулирования торговли продуктами питания.

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учесть возможность регулирования цен на договорной основе, закрепленной в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", с учетом ограничений, связанных с антимонопольным законодательством, изложенных в Рекомендациях по существенным условиям соглашений, заключаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами (направлены главам субъектов Российской Федерации письмом ФАС России от 19 ноября 2007 года N ИА/22145);

обеспечение систематического мониторинга цен на всех стадиях производства и реализации продукции, в т.ч. обеспечение мониторинга торговых наценок. В этих целях необходимо осуществлять обобщение предложений, поступающих от ассоциаций торговых сетевых компаний и производителей социально значимых продуктов питания по совместным действиям, направленным на недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые ими продовольственные товары;

установление соотношения между сетевыми компаниями и предприятиями розничной торговли на региональных продовольственных рынках;

расширение возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозтоваропроизводителями, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;

разработка мер (совместно с бизнес-сообществом) по увеличению ассортимента социально значимой продукции местного производства;

недопущение административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте, либерализация предпринимательской деятельности на данных товарных рынках и в смежных отраслях, предупреждение действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции;

мероприятия, направленные на стимулирование торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, путем создания достаточного количества торговых мест для реализации указанных товаров, развитие торговой инфраструктуры (в случае необходимости изыскать возможность уменьшения ставок арендной платы для предприятий розничной торговли, расположенных в муниципальных помещениях), заключения соглашений с сельскохозяйственными производителями о прямых поставках продукции;

координация действий местных органов исполнительной власти, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих или уклоняющихся от уплаты налогов посреднических структур;

развитие системы защиты прав потребителей;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка.

Формирование конкурентной среды в экономике субъектов Российской Федерации и муниципалитетов должно стать приоритетной задачей реализации мероприятий региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, стимулирующих увеличение общего количества субъектов хозяйственной деятельности, доли производимых ими товаров в объеме валового регионального продукта, а также обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также необходимо предусмотреть осуществление общих социальных и экономических мер поддержки платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения, так как рост потребительского спроса будет способствовать увеличению предложений (в том числе по ассортименту) со стороны производителей продовольственных товаров, спросу на них предприятий оптово-розничной торговли и, как следствие, развитию конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами на региональных рынках.

С целью разработки и утверждения региональных программ развития конкуренции необходимо создать рабочие группы с участием представителей министерств (департаментов) экономики и сельского хозяйства региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ФАС России, ФНС России, Россельхознадзора, Росстата и др.), а также правоохранительных органов субъектов Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на привлечение к разработке программ отраслевых союзов и ассоциаций, а также других общественных организаций.

Кроме того, при разработке региональных программ развития конкуренции необходимо учитывать мероприятия, предусмотренные в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, и региональных программ развития сельского хозяйства.

Согласованные с Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхозом России и Минрегионом России региональные программы развития конкуренции на продовольственных рынках должны быть утверждены главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2008 года.


Министр
экономического
развития и торговли
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина
от 2 февраля 2008 года N 1140-ЭН/Д20



Министр
сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В.Гордеев
от 4 февраля 2008 года N АГ-22/516



Руководитель
Федеральной антимонопольной службы
И.Ю.Артемьев
от 4 февраля 2008 года N ИА/170-пр


ПРИМЕРНАЯ БЛОК-СХЕМА
региональных программ развития конкуренции на продовольственных рынках

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
развитие конкурентной среды на продовольственных рынках

I Этап

Комплекс первоочередных мер по


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

разработке программ на 2008 год

ПРОГРАММЫ:

Развитие инфраструктуры торговли

Насыщение товарами региональных продовольственных рынков

Поддержка социально незащищенных слоев населения

Данные о факти-
ческом состоянии, количест-
ве, принад-
лежности, а также мерах, направ-
ленных на развитие различных торговых объектов:

- сетевые торговые объекты (наиме-
нование сетей);

- другие форматы торговых объектов, в том числе малые (площадь которых не превы-
шает 500 кв.м), средние (от 500 до 10000 кв.м), крупные (от 10000 кв.м и выше) торговые объекты;

- сельско-
хозяйст-
венные розничные рынки;

- ярмарки выходного дня;

- нестаци-
онарные торговые объекты (киоски, ларьки и др.)

Данные о фактичес-
ком состоянии и принима-
емых мерах по наличию и развитию логисти-
ческих центров (оптовых складов, баз, объектов оптовой торговли и др.)

Факти-
ческое состоя-
ние и принима-
емые меры по развитию потреби-
тельской коопера-
ции

Меры, прини-
маемые по разви-
тию малого бизнеса

Меры, прини-
маемые по инже-
нерно-
техни-
ческому обеспе-
чению инфра-
струк-
туры торго-
вых объек-
тов (под-
ключе-
ние элект-
роэнер-
гии, комму-
никации, дорож-
ная сеть и т.п.)

Меры по недо-
пуще-
нию адми-
нист-
ратив-
ных барь-
еров по ввозу/
вывозу продо-
воль-
ствен-
ных това-
ров

Меры по рас-
шире-
нию ассор-
тимен-
та това-
ров мест-
ного произ-
водст-
ва (доля продо-
воль-
ствен-
ных това-
ров, произ-
води-
мых на терри-
тории регио-
на в това-
рных ресур-
сах, а также доля про-
до-
воль-
ствен-
ных това-
ров в това-
рных рын-
ках им-
порт-
ного произ-
вод-
ства)

Данные о коли-
честве продо-
воль-
ствен-
ного сырья собст-
венного произ-
водства для исполь-
зования в пере-
работке в пище-
вой промы-
шлен-
ности, а также заве-
зенного по импор-
ту

Меры по обес-
пече-
нию цено-
вой дос-
туп-
ности продо-
воль-
ствен-
ных това-
ров (про-
извод-
ство и про-
дажа това-
ров по соци-
ально низ-
ким ценам через спе-
циаль-
ные мага-
зины)

Меры по обеспе-
чению мони-
торинга цен на отдель-
ные виды соци-
ально значи-
мых продо-
воль-
ствен-
ных товаров

II Этап

Подготовка макета структуры и основных критериев (ключевых индикаторов) оценки эффективности типовой

региональной программы развития конкуренции на продовольственных рынках (МЭРТ, ФАС, Минсельхоз, Минрегион)

III Этап

Разработка региональных программ развития конкуренции на продовольственных рынках на 2009-2011 годы субъектами РФ их согласование в установленном порядке



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 14.04.2008

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»