Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2008 года N 36-П08


[Судебные акты, на основании которых лицо осуждено по ст.222 ч.1 УК РФ, ч.1 ст.209 УК РФ, ч.2 ст.162 УК РФ, п."а" ч.4 ст.162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, изменены, исключено обстоятельство, отягчающее наказание, - совершение преступления с использованием форменной одежды представителя власти - работника милиции, поскольку на момент совершения преступления действовала ст.39 УК РСФСР, которая в перечне обстоятельств, отягчающих ответственность и являющихся исчерпывающим, такого признака не содержала]

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председательствующего - Лебедева В.М., членов Президиума - Карпова А.И., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Серкова П.П., Соловьева В.Н., рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного С. о пересмотре приговора Верховного Суда Чувашской Республики от 5 ноября 1998 года, по которому С., ..., несудимый,

осужден: по ч.1 ст.209 УК РФ на 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества, по п.п."а, б" ч.3 ст.162 УК РФ на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества, по ч.1 ст.222 УК РФ на 2 года лишения свободы, по ч.1 ст.213 УК РФ на 1 год лишения свободы.

На основании ст.40 УК РСФСР по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 1999 года приговор в отношении С. в части осуждения по ч.1 ст.213 УК РФ отменен, и дело производством прекращено за истечением сроков давности. Этот же приговор в отношении С. изменен. Исключено его осуждение по п."б" ч.3 ст.162 УК РФ, действия С. по эпизодам от 8 ноября 1993 года и 4 марта 1994 года переквалифицированы с п.п."а, б" ч.3 ст.162 УК РФ на п.п."а, б, в, г" ч.2 ст.162 УК РФ, по которой назначено 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

На основании ст.40 УК РСФСР по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст.209, п.п."а, б, в, г" ч.2 ст.162 УК РФ, п."а" ч.3 ст.162 УК РФ, ч.1 ст.222 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено С. 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 апреля 2007 года приговор в отношении С. приведен в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, постановлено считать его осужденным по ст.222 ч.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года), ч.1 ст.209 УК РФ, ч.2 ст.162 УК РФ, п."а" ч.4 ст.162 УК РФ (все в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ), с применением ст.40 УК РСФСР к наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

По этому же делу осуждены Ф., В., М., К., Ф-в , М-в, К-н, М-н, К-в, Б-в, в отношении которых надзорное производство не возбуждено.

В надзорной жалобе осужденный С. просит судебные решения изменить, назначенное наказание смягчить.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дзыбана А.А., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ф., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

С. признан виновным в организации банды, разбойных нападениях в составе банды, незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенных в Чувашской Республике в период 1992-1996 годов при следующих обстоятельствах.

В 1992-1993 годах Ф., М., В. и С. организовали банду для совершения корыстных преступлений в отношении граждан и организаций, для чего приобрели огнестрельное оружие и боеприпасы, которые передавали, сбывали, хранили и перевозили.

Летом 1993 года Ф., С., В. и М., зная о наличии у М-ва крупной суммы денег, договорились напасть на него.

Вечером 8 ноября 1993 года в г.Новочебоксарске, в то время как С. остался на улице в целях предупреждения об опасности пуском сигнальной ракеты, Ф., В. и М., вооруженные обрезами охотничьих ружей и газовым пистолетом, ворвались в квартиру к М-ову, где, угрожая применением оружия, уложили на пол потерпевших М-ова и П., надели на них наручники, после чего завладели деньгами М-ова в сумме 12400000 неденоминированных рублей и 11600 долларами США, причинив ущерб на общую сумму 26107400 неденоминированных рублей.

Располагая информацией о том, что в АО "Агарикус", расположенный недалеко от г.Новочебоксарска, должны привезти крупную сумму денег, В., Ф., М. и С. договорились завладеть этими деньгами в результате вооруженного нападения.

В ночь на 4 марта 1994 года осужденные, вооруженные автоматами АКМ и АКС-74, пистолетами ТТ и ПМ, через крышу проникли в помещение, где С. напал на охранника, ударил его дубинкой из арматуры по голове и связал его, Ф. и В. надели наручники операторам Г. и С-ву, уложив их на пол, после чего вскрыли в бухгалтерии сейф, однако ничего в нем не обнаружили.

В октябре 1994 года Ф., получив сведения о материальном положении предпринимателя Е., проживающего в г.Мариинский Посад, предложил В., С. и К. совершить на него нападение.

Прибыв около 3 часов ночи 7 октября 1994 года на место, К. взломал входную дверь, и все нападавшие ворвались в квартиру. Ф., угрожая пистолетом, нанес Е. несколько ударов по голове, уложил потерпевшего и его жену С. на пол, С. стал их охранять, а остальные, обыскав квартиру, похитили деньги и имущество Е. на общую сумму 10200000 неденоминированных рублей.

В этот же период Ф. предложил указанным лицам в г.Мариинском Посаде совершить вооруженное нападение на квартиру М-ва. С этой целью С., переодетый в форму работника милиции и вооруженный автоматом, позвонил в квартиру, а когда им открыли дверь, все четверо ворвались в квартиру, уложили на пол М-ва и П., надели на них наручники и, угрожая оружием, стали требовать деньги и ценности, после чего С. с автоматом охранял потерпевших, а остальные, обыскав квартиру, похитили деньги и имущество на общую сумму 12785459 неденоминированных рублей.

В сентябре 1995 года К., получив информацию о предпринимателе Г., установил его место жительства в г.Чебоксары, сообщил об этом другим лицам, совместно с которыми разработали план нападения.

Утром 11 сентября 1995 года Ф., С., М., К. и Б. в соответствии с разработанным планом подъехали к дому Г., где С., переодетый в форму работника милиции и вооруженный пистолетом Макарова, позвонил в дверь и, представившись работником милиции, заставил потерпевшего открыть дверь. Ворвавшись в квартиру и угрожая оружием, уложили Г. на пол, надели наручники, сняли с руки золотые часы, обыскали квартиру и похитили имущество Г. на сумму 22280000 неденоминированных рублей и имущество Г. на сумму 690000 неденоминированных рублей.

В надзорной жалобе осужденный С. ставит вопрос о пересмотре судебных решений и смягчении наказания, которое, по его мнению, является несправедливым. Указывает, что суд в соответствии с п."н" ч.2 ст.63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание, признал совершение преступления с использованием форменной одежды представителя власти. Однако на момент совершения преступлений такая норма отсутствовала, и, следовательно, уголовный закон, ухудшающий его положение, применению не подлежал.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, проверив доводы надзорной жалобы, а также производство по уголовному делу в порядке ч.1 ст.410 УПК РФ находит судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.

При назначении осужденному С. наказания суд в приговоре указал, что отягчающим обстоятельством в соответствии с п."н" ч.2 ст.63 УК РФ признается совершение преступления С. с использованием форменной одежды представителя власти - работника милиции.

Как установлено судом и отражено в приговоре, С. совершил преступления с использованием форменной одежды 7 октября 1994 года и 11 сентября 1995 года.

На указанный период времени действовала ст.39 УК РСФСР, которая в перечне обстоятельств, отягчающих ответственность и являющихся исчерпывающим, такого признака не содержала.

Согласно ст.9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В соответствии с положениями ст.10 УК РФ уголовный закон имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления закона в силу, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

При таких обстоятельствах из судебных решений следует исключить указание о признании совершения С. преступления с использованием форменной одежды представителя власти - работника милиции отягчающим наказание обстоятельством.

Кроме того, С. совершил преступления в период действия УК РСФСР. Поскольку санкции ч.3 ст.146 УК РСФСР и ч.3 ст.162 УК РФ одинаковы, а ч.3 ст.146 УК РФ является более мягкой по отношению к п."а" ч.4 ст.162 УК РФ, по которой были ошибочно квалифицированы действия осужденного постановлением от 28 апреля 2007 года, то по эпизодам от 7 октября 1994 года и 11 сентября 1995 года содеянное С. следует переквалифицировать на ч.3 ст.146 УК РСФСР.

По этим же основаниям действия С. следует переквалифицировать с ч.1 ст.209 УК РФ (в редакции Федерального закона 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч.1 ст.209 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ), с ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года N 73-ФЗ).

Также подлежат изменению судебные решения и в части назначенного С. наказания.

Как видно из приговора наказание по совокупности преступлений на основании ст.40 УК РСФСР назначено С. путем частичного сложения наказаний по ч.1 ст.222 УК РФ, ч.1 ст.209 УК РФ, п.п."а, б" ч.3 ст.162 УК РФ и ч.1 ст.213 УК РФ.

Кассационная инстанция, отменив с прекращением производства по делу приговор в части осуждения С. по ч.1 ст.213 УК РФ, по которой было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы, а также изменив в сторону улучшения квалификацию по разбойным нападениям, по совокупности преступлений назначила 12 лет лишения свободы, то есть наказание, равное по своему размеру, назначенному судом первой инстанции, не обсудив вопрос о возможном смягчении с учетом внесенных изменений, вследствие чего назначенное наказание нельзя признать справедливым.

Учитывая обстоятельства, которые были приняты во внимание судом, а также уменьшение объема обвинения в связи с изменениями, внесенными в приговор кассационной инстанцией, Президиум находит, что по совокупности преступлений С.следует назначить более мягкое наказание.

На основании изложенного и руководствуясь ст.407, п.6 ч.1 ст.408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденного С. удовлетворить.

2. Приговор Верховного Суда Чувашской Республики от 5 ноября 1998 года, определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 1999 года, постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики в отношении С. изменить, исключить обстоятельство, отягчающее наказание, - совершение преступления с использованием форменной одежды представителя власти - работника милиции.

Переквалифицировать его действия по эпизодам разбойных нападений от 7 октября 1994 года и 11 сентября 1995 года с п."а" ч.4 ст.162 УК РФ на ч.3 ст.146 УК РСФСР, по которой назначить 9 лет 6 месяцев лишения свободы, с ч.1 ст.209 УК РФ (в редакции Федерального закона 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч.1 ст.209 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ), по которой назначить 10 лет 9 месяцев лишения свободы, с ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) на ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года N 73-ФЗ), по которой назначить 6 лет 11 месяцев лишения свободы.

На основании ч.1 ст.40 УК РСФСР по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст.209 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ), ч.3 ст.146 УК РСФСР, ч.2 ст.162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года N 73-ФЗ), ч.1 ст.222 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ), окончательно назначить С. 11 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В остальном судебные решения в отношении С. оставить без изменения.


Председательствующий
В.М.Лебедев


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка