МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 22 ноября 2007 года


     О реализации Министерством юстиции Российской Федерации,
его территориальными органами и подведомственными федеральными
службами полномочий по оказанию международной правовой помощи в соответствии
с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных
 договоров, имеющихся проблемах и мерах по их разрешению



Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации отмечает, что Департаментом международного права и сотрудничества, Департаментом социального и гражданского законодательства, а также управлениями Минюста России по федеральным округам планомерно проводится работа по исполнению обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовном и иным делам.

Итоги работы за 2006 год и прошедший период текущего года в целом являются положительными.

Департаментом международного права и сотрудничества в 2006 году исполнено более 13 тыс. запросов о международной правовой помощи, а также обращений граждан в данной сфере. В 2007 году исполнено более 12 тыс. таких документов. За девять месяцев текущего года Департаментом социального и гражданского законодательства рассмотрено более 4 тыс. обращений государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, касающихся истребования документов о регистрации актов гражданского состояния, исполнения решений органов ЗАГС, органов опеки и попечительства в сфере международной правовой помощи.

Территориальными органами Минюста России в 2006 году исполнено более 85 тыс. документов, касающихся запросов российских и иностранных компетентных органов о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам. За десять месяцев 2007 года исполнено более 61 тыс. таких документов. Анализ информации об объемах обрабатываемой территориальными органами корреспонденции в сфере оказания международной правовой помощи показывает, что документы по данным вопросам составляют 50-70% от общего количества поступающей корреспонденции.

Данная статистика свидетельствует о стабильно большом объеме работы и высокой нагрузке на специалистов в структурных подразделениях Минюста России и его территориальных органах, занимающихся оказанием международной правовой помощи.

Вместе с тем в ряде территориальных органов Минюста России наблюдается тенденция к снижению документооборота в сфере оказания международной правовой помощи. В первую очередь это связано с реализацией Департаментом социального и гражданского законодательства практики непосредственного взаимодействия российских и иностранных органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, что способствует повышению оперативности оказания международной правовой помощи в данной сфере. Результатом наделения территориальных органов ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению непосредственных сношений при исполнении запросов о правовой помощи в рамках Содружества Независимых Государств и исключения из этого механизма управлений Минюста России по федеральным округам в текущем году стало постепенное снижение в территориальных органах Минюста России количества документов в этой сфере деятельности.

Кроме того, снижение документооборота центрального аппарата Минюста России связано с осуществлением территориальными органами полномочий по непосредственным сношениям с компетентными органами стран - участников Содружества Независимых Государств в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года в редакции Протокола от 28 марта 1997 года.

Значительная часть запросов об оказании международной правовой помощи, поступающих в Минюст России и его территориальные органы, связана с рассмотрением российскими и иностранными судами гражданских, уголовных или арбитражных дел, в которых один или несколько участников судебного процесса находятся вне пределов государства, в котором ведется судопроизводство.

Международная правовая помощь, оказываемая Минюстом России и его территориальными органами, востребована судебными органами и населением и в основном затрагивает социально значимые вопросы, касающиеся приведения в исполнение на территориях иностранных государств российских судебных решений о взыскании алиментов, долговых обязательств, пенсионного обеспечения, и многие другие.

Территориальными органами Минюста России проводится работа по организации оказания международной правовой помощи и повышению эффективности этой работы во взаимодействии с судейским сообществом и органами ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако следует отметить, что не всегда оказание международной правовой помощи осуществляться качественно и в установленные сроки.

Проведенные в текущем году Департаментом международного права и сотрудничества совместно с Департаментом социального и гражданского законодательства тематические проверки четырех управлений Минюста России по федеральным округам показали, что в процессе оказания международной правовой помощи имеются определенные проблемы. Основная из них - длительность исполнения запросов об оказании международной правовой помощи компетентными российскими и иностранными судами.

Территориальными органами Минюста России регулярно проводится анализ проблем взаимодействия с судебными органами. Обзоры практики исполнения судами запросов о международной правовой помощи направляются в областные, краевые, республиканские и другие федеральные суды с целью принятия мер по повышению эффективности оказания правовой помощи и исключению допущенных нарушений в дальнейшей работе.

Так, Управлением Минюста России по Сибирскому федеральному округу систематически подготавливаются перечни ошибок, допускаемых судами и органами ЗАГС при оказании международной правовой помощи. В результате информирования Управлением судебных органов Сибирского федерального округа о выявленных недостатках, а также направления необходимых рекомендаций, количество документов, возвращаемых для надлежащего оформления, снизилось с 90% в 2005 году до 11% в текущем году. Более того, сроки исполнения запросов иностранных компетентных органов судами Сибирского федерального округа, по сравнению с другими федеральными округами, минимальны и составляют два-три месяца.

В инициативном порядке Управлением Минюста России по Южному федеральному округу проводятся совещания с судьями и работниками аппаратов судов по вопросам надлежащего оформления судебных документов по запросам о международной правовой помощи, что, в частности, привело к значительному сокращению в 2007 году возвратов документов для надлежащего оформления в суды субъектов федерального округа.

Наряду с этим необходимо отметить, что ввиду низкого уровня организации оказания международной правовой помощи, осуществления контроля за сроками исполнения компетентными органами запросов о международной правовой помощи, отсутствия контроля за структурными подразделениями со стороны руководства деятельность Управления Минюста России по Уральскому федеральному округу признана неудовлетворительной. В остальных проверенных в 2006-2007 годах территориальных органах при имеющихся недостатках работа организована правильно, существует системный подход к реализации возложенных полномочий по оказанию международной правовой помощи.

С учетом изложенного коллегия полагает, что при сохранении уже действующих механизмов взаимодействия центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов с российскими судебными органами и иными учреждениями по вопросам оказания международной правовой помощи, опыт управлений по подготовке обзоров и обобщений практики оказания международной правовой помощи российскими судами имеет положительное значение.

Систематически осуществляемая аналитическая и методическая работа, направленная на повышение эффективности деятельности в этой сфере, свидетельствует о тенденции управлений Минюста России по федеральным округам к совершенствованию процесса выполнения международных обязательств.

Центральным аппаратом Минюста России проводится целенаправленная работа по методическому обеспечению деятельности территориальных органов, а также органов ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках оказания международной правовой помощи.

Так, в текущем году Департаментом международного права и сотрудничества совместно с Департаментом социального и гражданского законодательства подготовлены методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере международной правовой помощи, разъясняющие порядок рассмотрения запросов о правовой помощи, связанных с деятельностью судов, органов записи актов гражданского состояния, нотариальной деятельностью и исполнительным производством.

В 2006 году Департаментом социального и гражданского законодательства проведена работа по наделению органов ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом непосредственного сношения с органами ЗАГС иностранных государств в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года в редакции Протокола от 1997 года.

В целях координации деятельности органов ЗАГС по оказанию международной правовой помощи Департаментом социального и гражданского законодательства в 2006 и 2007 годах направлены в территориальные органы Минюста России и органы ЗАГС исполнительной власти субъектов Российской Федерации письма информационного и методического характера, касающиеся порядка сношений, истребования и пересылки документов, а также исполнения решений компетентных органов, оформления документов, в основу которых положено обобщение практики по оказанию международной правовой помощи в сфере деятельности органов ЗАГС.

Активная работа в этом направлении ведется также в рамках Евразийского экономического сообщества. Департаментом разработаны методические рекомендации по применению международных норм в части оказания международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния государствами -членами ЕврАзЭС, которые приняты решением Совета министров юстиции при Интеграционном комитете ЕврАзЭС от 23 августа 2007 года N 24.

В январе текущего года Минюстом России под эгидой Гаагской конференции по международному частному праву совместно с Министерством юстиции Финляндской Республики и с участием представителей судейского сообщества в Санкт-Петербурге проведен семинар, посвященный применению судебными органами Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам. Результаты мероприятия были высоко оценены судейским сообществом Северо-Западного федерального округа, а также Генеральным секретарем Гаагской конференции и другими иностранными партнерами.

После проведенного семинара в 2007 году значительно уменьшилось количество проблем с исполнением запросов о правовой помощи в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам судебными органами Северо-Западного федерального округа.

Коллегия полагает, что в 2008-2009 годах подобные семинары целесообразно провести в других федеральных округах с привлечением федеральных, мировых и арбитражных судей, а также представителей иных российских компетентных органов, участвующих в оказании международной правовой помощи.

Департаментом международного права и сотрудничества проанализированы результаты проведенных в текущем году тематических проверок организации оказания международной правовой помощи. Как показывает анализ, все территориальные органы Минюста России систематически допускают нарушения установленного международным договором порядка сношений при взаимодействии с компетентными органами Азербайджанской и Молдавской республик, Туркменистаном и Грузией. Направление запросов об оказании международной правовой помощи компетентным органам указанных государств в соответствии с положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года и Протоколом 1997 года должно осуществляться через центральный аппарат Минюста России. Результаты проверок показали, что в большинстве случаев направление территориальными органами Минюста России запросов о правовой помощи в названные государства инициировано именно иностранными партнерами. В частности, в управления Минюста России по федеральным округам регулярно поступают запросы о правовой помощи из этих государств в нарушение установленного международным договором порядка, однако это не предоставляет права территориальным органам направлять в указанные запрашивающие государства документы об исполнении этих запросов.

В ходе тематических проверок в 2007 году проводились тестирования специалистов структурных подразделений, в обязанности которых входит оказание международной правовой помощи, на знание международной правовой базы и практики ее применения, показавшие невысокий уровень знаний как международной нормативно-правовой базы, так и законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Проблема правильного применения международной правовой базы в территориальных органах Минюста России свидетельствует о необходимости разработки на базе Российской правовой академии Минюста России программы курсов повышения квалификации, включающей вопросы организации оказания международной правовой помощи, изучения договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, оформления документов и юридической техники.

Не во всех территориальных органах Минюста России организован и осуществляется контроль за сроками исполнения российскими компетентными органами запросов об оказании международной правовой помощи. В целом эта работа осуществляется не в инициативном порядке после истечения допустимых для исполнения запроса сроков, а по мере поступления вербальных нот и запросов о результатах исполнения ранее направленных поручений.

В этой связи коллегия отмечает, что организации и осуществлению контроля за сроками исполнения российскими компетентными органами запросов иностранных государств об оказании международной правовой помощи необходимо уделять должное внимание, поскольку речь идет не только о соблюдении процессуальных и административных сроков, но и о международном престиже Российской Федерации.

Учитывая изложенное, коллегия полагает, что организация и оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам в системе Министерства юстиции Российской Федерации в рамках исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, являются одним из приоритетных направлений деятельности и требуют постоянного совершенствования, повышения эффективности взаимодействия с российскими компетентными органами, усиления контроля за ходом ее оказания, улучшения качества профессиональной подготовки кадров. Коллегия решила:

1. Итоги деятельности центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб в сфере оказания международной правовой помощи в 2006-2007 годах признать положительными.

2. Департаменту международного права и сотрудничества (Р.А.Адельханян) и Департаменту социального и гражданского законодательства (Л.Е.Васильева) продолжить работу с министерствами юстиции Туркменистана, Азербайджана, Молдовы, Грузии, направленную на установление непосредственного взаимодействия территориальных органов Минюста России, органов записи актов гражданского состояния, иных компетентных органов в рамках оказания международной правовой помощи.

Срок - в течение 2008 года.

3. Департаменту социального и гражданского законодательства (Л.Е.Васильева) в целях эффективной организации исполнения решений компетентных органов иностранных государств, относящихся к регистрации актов гражданского состояния, подготовить для использования в практической деятельности органов ЗАГС Обзор национального законодательства стран Содружества Независимых Государств и Балтии, регулирующего вопросы семейных отношений и регистрации актов гражданского состояния.

Срок - первое полугодие 2008 года.

4. Территориальным органам Минюста России каждое полугодие обобщать практику взаимодействия с федеральными, мировыми и арбитражными судьями при исполнении ими запросов о международной правовой помощи. Обобщенную информацию направлять в высшие судебные органы субъектов Российской Федерации и Департамент международного права и сотрудничества для направления соответствующих информационных писем в Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Срок - в течение 2008 года.

5. Департаменту международного права и сотрудничества (Р.А.Адельханян) обобщить положительный опыт территориальных органов Минюста России в сфере оказания международной правовой помощи и подготовить соответствующий обзор.

Срок - первое полугодие 2008 года.

6. Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (А.Ф.Смирнов) совместно с заинтересованными департаментами Минюста России разработать программу курсов повышения квалификации по вопросам оказания международной правовой помощи.

Срок - в течение 2008 года.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Министерства юстиции

Российской Федерации,

N 2, 2008 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»