Действующий

     
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2008 года N 64-Г08-9


[Суд признал недействующими п.п.1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 и приложения к нему, поскольку губернатор Сахалинской области не вправе был осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания помощи в приобретении жилья гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в противоречие с федеральным законодательством]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Хаменкова В.Б., судей - Борисовой Л.В. и Меркулова В.П., рассмотрела в судебном заседании кассационное представление участвующего в деле прокурора на решение Сахалинского областного суда от 14 апреля 2008 года, которым прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (в редакции постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па) и приложения к нему и о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па "О внесении изменений в постановление губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 "Об утверждении положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., возражения против кассационного представления представителя Администрации Сахалинской области Сиваконова П.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,

установила:

Постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 утверждено Положение о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Постановлением администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па в указанное постановление внесены изменения, которыми в наименовании и далее по тексту слова "гражданами Сахалинской области, лишившимися жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории области" заменены словами "гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области".

Пунктами 1.5, 1.6, 1.7 названного постановления определены условия выдачи государством жилищных сертификатов.

Так, согласно пункту 1.5 постановления, после признания соответствующих районов пострадавшими от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий органы местного самоуправления этих районов составляют списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в течение одного месяца с момента чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Пунктом 1.6 установлено, что для включения в списки пострадавших граждане должны представить в местные органы самоуправления следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

На основании этих документов органы местного самоуправления составляют списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по форме согласно приложению N 1, в котором в частности предусмотрено, что список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, подписывает глава администрации района.

Пунктом 1.7 определено, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области после получения списков от органов местного самоуправления в течение одной недели готовит проект постановления губернатора области об утверждении списков по форме согласно приложению N 2 и о принятии решения о выдаче именных государственных жилищных сертификатов.

При этом, в пункте 2.0 постановления указано, что основанием для выдачи именного жилищного сертификата являются утвержденные постановлением губернатора области списки граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации).

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" названного Положения, указывая, что иное правовое регулирование по указанному вопросу установлено Российской Федерацией, в соответствии с которым составление вышеуказанных списков граждан является обязанностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а функция органов местного самоуправления ограничивается лишь выдачей справки в подтверждение факта утраты жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В дальнейшем прокурор Сахалинской области обратился с заявлением о признании недействующим постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па "О внесении изменений в постановление губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 "Об утверждении Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций", сославшись на то, что губернатор и администрация Сахалинской области обладают различной компетенцией, каждый из них принимает свои правовые акты и не вправе изменять или отменять акты другого.

Определением Сахалинского областного суда от 11 апреля 2008 года указанные требования объединены в одно производство для совместного рассмотрения, а решением того же суда от 14 апреля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда находит решение суда подлежащим частичной отмене.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующими (в части) пунктов 1.5, 1.6, 1.7 Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (с последующими изменениями), суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит имеющему большую юридическую силу федеральному законодательству.

С данным решением нельзя согласиться, поскольку оно постановлено судом с нарушением норм материального права.

В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.

Так, постановлением от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).

Пунктами 4 и 5 данного постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

В этой связи пунктом 6 постановления предписано Министерству финансов Российской Федерации предусматривать начиная с 1996 года при формировании федерального бюджета средства на погашение жилищных государственных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

10 июля 1995 года во исполнение указанного постановления Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым:

- в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2);

- для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3);

- Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4).

9 октября 1995 года Правительством Российской Федерации принято постановление "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", которым на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по представлению данных о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе (пункт 5), принятию решений о поименной выдаче сертификатов и направлении запроса в Министерство финансов РФ о требующемся количестве сертификатов (пункт 9, приему и ведению работы с гражданами по предоставлению им муниципального жилья на основании государственных жилищных сертификатов либо приобретению для них жилья на вторичном рынке (пункт 12) и другие обязанности.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодателем таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь одна обязанность - выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджете Российской Федерации и субъектах Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.

Суд в решении привел ссылки на вышеуказанное федеральное законодательство, однако по существу его не применил.

Отказывая в признании оспариваемого акта (в части) недействующим, суд не дал правовой оценки тому, что губернатор Сахалинской области не вправе был осуществлять собственное правовое регулирование по указанному вопросу, в противоречие с федеральным законодательством.

Суд посчитал, что постановлением губернатора от 4 ноября 1995 года N 353 определены механизм получения органом исполнительной власти информации о гражданах, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и форма предоставления такой информации главой администрации района, и применил к спорному правоотношению статью 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

При этом, суд не учел, что настоящий Федеральный закон не регулирует общественные отношения, связанные с выдачей государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Предметом правового регулирования названного Закона являются общественные отношения по защите всего населения и всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон предусматривает положения относительно обмена информацией о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также действиях органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Суд, принимая решение по делу, применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного, подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, решение суда об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим (в части) Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (с последующими изменениями), с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Что касается решения суда в остальной части, то оно является правильным и отмене не подлежит.

Обсуждая вопрос о компетенции губернатора Сахалинской области и администрации Сахалинской области и их правоспособности изменять и дополнять ранее изданные ими правовые акты, суд обоснованно руководствовался Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (с последующими изменениями), действовавшим на момент принятия постановления от 4 ноября 1995 года N 353, и исходил из того, что администрация Сахалинской области возглавлялась должностным лицом, которого именовали главой администрации области и губернатором области одновременно.

Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое прокурором постановление администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па "О внесении изменений в постановление губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 "Об утверждении положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Сахалинской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" не противоречит федеральному законодательству либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Кассационное представление прокурора не содержит оснований для отмены решения суда в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Сахалинского областного суда от 14 апреля 2008 года об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим (в части) Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области отменить. Принять решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.5, 1.6, 1.7 в части слов "после получения списков от органов местного самоуправления" Положения о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 4 ноября 1995 года N 353 (в редакции постановления администрации Сахалинской области от 16 января 2008 года N 7-па) и приложения к нему.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка