МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 августа 2008 года N 126

Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых
 для формирования полосы отвода железных дорог,
а также норм расчета охранных зон железных дорог



В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст.4385)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.

Министр
И.Е.Левитин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

2 сентября 2008 года,

регистрационный N 12203

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 6 августа 2008 года N 126

     

НОРМЫ
отвода земельных участков, необходимых для формирования
 полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета
охранных зон железных дорог

I. Общие положения

1. Настоящие Нормы устанавливают нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта.

2. В полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее - полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее - охранные зоны), включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе:

в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

в районах подвижных песков;

в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений, в том числе лесов в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

в местах расположения лесов, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность объектов железнодорожного транспорта.

3. Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.

4. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

5. Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

6. Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.

II. Нормы отвода земельных участков, необходимых
 для формирования полосы отвода железных дорог,
а также нормы расчета охранных зон железных дорог

7. Ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и в соответствии с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.

Таблица 1

     

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 метров

N п/п

Высота

Железнодорожные пути

насыпи (м)

I, II, III категории

IV категория

при поперечном уклоне местности

до 1:25

до 1:10

до 1:5

до 1:25

до 1:10

до 1:5

1

1

24

21

23

23

20

22

2

2

27

24

26

26

23

25

3

3

21

27

29

20

26

28

4

4

24

30

33

23

29

32

5

5

27

33

37

26

32

36

6

6

30

37

41

29

36

40

7

7

34

40

45

33

39

44

8

8

38

44

49

37

43

48

9

9

41

48

-

40

47

-

10

10

45

52

-

44

51

-

11

11

48

-

-

47

-

-

12

12

52

-

-

51

-

-

     

     

Таблица 2

     

Ширина земельных участков для выемок глубиной до 12 метров

N п/п

Глубина

Железнодорожные пути

выемки (м)

I, II, III категории проектирования

IV категория проектирования

при поперечном уклоне местности

до 1:10

до 1:5

до 1:3

до 1:10

до 1:5

до 1:3

1

1

26

29

34

25

28

33

2

2

29

32

38

28

31

37

3

3

32

35

42

31

34

41

4

4

35

38

46

34

37

45

5

5

38

41

50

37

40

49

6

6

41

45

54

40

44

53

7

7

44

48

-

43

47

-

8

8

47

50

-

46

49

-

9

9

50

-

-

49

-

-

10

10

54

-

-

53

-

-

11

11

57

-

-

56

-

-

12

12

60

-

-

59

-

-



Примечания к таблицам 1 и 2:

1. Ширина земельных участков, установленная в таблицах, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена - 2 метра, от бровок водоотводных канав - 1 метр;

2. Ширина земельных участков предназначена для размещения однопутных насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: глинистые, крупнообломочные с глинистым заполнителем, скальные выветривающиеся, пески недренирующие, мелкие и пылеватые.

Для размещения насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: скальные слабовыветривающиеся, крупнообломочные с песчаным заполнителем, пески дренирующие, ширина полос отвода, установленная в таблицах, может быть уменьшена на 1 метр;

3. Ширина земельных участков предназначена для земляного полотна с крутизной откосов:

насыпей в верхней части высотой до 6 метров - 1:1,5;

насыпей в нижней части от 6 до 12 метров - 1:1,75;

выемок с высотой откосов до 12 метров - 1:1,5.

При проектировании земляного полотна с другой крутизной откосов ширина земельных участков устанавливается в проекте.

4. При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем дополнительного (второго, третьего и пр.) пути, ширину земельных участков необходимо устанавливать на 10 метров больше размеров, приведенных в таблицах.

При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в охранную зону.

5. Ширина земельных участков устанавливается сразу под два пути для участков железных дорог I и II категорий, располагаемых в выемках глубиной более 6 метров при скальных грунтах, а также располагаемых на крутых косогорах и на прижимах рек независимо от высоты откоса.

8. При прохождении железнодорожного пути по местности со сложными природными условиями ширина полосы отвода должна устанавливаться с учетом возможного проявления деформаций основания земляного полотна (вид и частота проявления различных факторов приведены в таблице 3).

В случаях, когда ширина полосы отвода по условиям проявления опасных природных факторов превышает ширину полосы отвода, полученную по конструкции поперечных профилей земляного полотна, дополнительная полоса выделяется в зону специального охранного назначения (охранную зону).

Таблица 3

     

Ширина полосы отвода для участков с особыми
природными условиями местности

N п/п

Природные условия местности, влияющие на устойчивость земляного

Ширина полосы в зависимости от частоты действия фактора (активности), м

полотна

постоянно

раз в 10 лет

раз в 100 лет

1

2

3

4

5

1

Участки пути, находящиеся на насыпях, отсыпанных на болотах и других слабых основаниях

50

-

-

2

Участки потопления и размыва земляного полотна от действия временных водотоков, водохранилищ и озер

50

-

-

3

Участки, расположенные в зоне оврагообразования

100

60

50

4

Участки, расположенные на оползнях

>200

100

60

5

Скально-обвальные участки

100

70

60

6

Места шахтных подработок

50

-

-

7

Места на вечномерзлых грунтах

100

-

-

8

Места с наличием наледей

50

-

-

9

Места с наличием пучин и весенних пучинных просадок

40

-

-

10

Карстовые участки

100

-

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»