Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июля 2008 года N 5573/08


[Суд передал в Президиум Высшего Арбитражного РФ дело для пересмотра в порядке надзора судебных актов, которыми частично отказано в удовлетворении иска о взыскании задолженности за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, поскольку в разрешении вопроса нет единообразия: в одном случае суды исходят из положений ст.422, п.2 ст.424 ГК РФ, условий конкретных договоров, делая вывод о необходимости соглашения между взаимодействующими операторами об изменении цены на услуги, в другом случае - из публичного характера договора и необходимости установления одинаковых условий о цене для всех потребителей услуг оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи - Балахничевой Р.Г., судей - Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела N А42-72/2007 Арбитражного суда Мурманской области по иску открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" (далее - общество, истец) в лице Мурманского филиала к открытому акционерному обществу "Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике" (далее - компания, ответчик) о взыскании задолженности в размере 4631964 рублей 71 копейки за оказанные в июле и августе 2006 года услуги присоединения и услуги по пропуску трафика по договору от 13.02.2001 N 15-21/885

установил:

Компания обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2008 по делу N А42-72/2007 Арбитражного суда Мурманской области.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Между открытым акционерным обществом "Мурманэлектросвязь", правопреемником которого является общество, и компанией заключен договор от 13.02.2001 N 15-21/885 на присоединение и взаимодействие между операторами, предметом которого является присоединение сети компании к сети электросвязи общего пользования, оказание услуг по пропуску местного, междугородного и международного трафика.

Цена на оказываемые услуги согласована в приложениях к указанному договору, заключенному в соответствии с ранее действовавшим на момент заключения Федеральным законом от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" и Правилами присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.96 N 1254.

Указанный федеральный закон не предусматривал государственного регулирования цен (тарифов) за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами друг другу, и в статье 21 устанавливал, что плата за межсетевые соединения устанавливается на основе договоров, условий и положений, согласованных между соответствующими предприятиями связи, то есть цена на указанные услуги являлась договорной.

В Перечне услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляло Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.98 N 1559, также не были указаны услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

С принятием нового Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования", утвердившего Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования (далее - Правила государственного регулирования цен), Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161, было введено новое правило относительно цены услуг: цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи (в настоящее время - Федеральное агентство связи) - путем установления предельных цен на эти услуги.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 для открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", внесенного в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, с 01.07.2006 были установлены предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика в телефонной сети общего пользования, оказываемые этим обществом.

В связи с этим общество уведомило компанию об изменении с 01.07.2006 цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на основании приказа общества от 30.06.2006 N 266-пр и о том, что счета за оказанные услуги с 01.07.2006 будут выставлены по новым ценам.

Компания письменно известила общество о необходимости согласования новых цен на услуги путем подписания дополнительного соглашения, исходя из положений пунктов 3.2.2 и 10.2 договора от 13.02.2001 N 15-21/885, сообщив об отсутствии оснований до заключения дополнительного соглашения оплачивать счета по новым ценам.

Неоплата компанией услуг присоединения и услуг по пропуску трафика с июля по август 2006 года послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.05.2007 в иске отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Закон о связи не содержит положений о его распространении на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, а в силу пункта 2 статьи 424 названного Кодекса изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом или в установленном законом порядке.

Суд первой инстанции установил, что изменения в договор, касающиеся стоимости услуг и порядка их оплаты, в договор от 13.02.2001 N 15-21/885 не вносились, дополнительное соглашение не подписывалось.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 решение суда первой инстанции отменено, исковое требование удовлетворено частично, в сумме 4604689 рублей 52 копейки, а в остальной части иска отказано.

Суд апелляционной инстанции исходил из пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 23 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 и пришел к выводу о том, что компания должна производить оплату за оказанные обществом услуги по регулируемым указанным уполномоченным органом ценам и с момента, когда тарифы введены в действие - с 01.07.2006.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.02.2008 оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.

В заявлении о пересмотре постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора компания просит их отменить как принятые при неправильном применении норм материального права и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поскольку установление Федеральной службой по надзору в сфере связи предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые обществом, а также установление истцом конкретных цен на эти услуги приказом от 30.06.2006 N 266-пр не изменили условия заключенного договора от 13.02.2001 N 15-21/885, предусматривающего возможность изменения стоимости услуг только по соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения.

Кроме того, компания ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, поскольку судом не была дана оценка возражениям компании и ее контррасчету относительно объема предъявленных к оплате услуг.

Удовлетворяя частично исковое требование, суд апелляционной инстанции сослался на пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Однако в данном случае приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 19.06.2006 N 51 не были установлены конкретные цены (тарифы) на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а были установлены предельные (максимальные и (или) минимальные) цены на эти услуги в соответствии с пунктом 3 Правил государственного регулирования цен.

Конкретные цены (тарифы) оператор связи, для которого установлены предельные цены, определяет самостоятельно.

Подтверждением этому являются положения пункта 17 Правил государственного регулирования цен, согласно которому оператор связи в соответствии с установленными предельными ценами на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика вправе дифференцировать цены на указанные услуги.

При таких обстоятельствах конкретная цена не является установленной уполномоченным органом, поэтому пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применен судом апелляционной инстанции неправильно.

В силу пункта 2 указанной статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела исходил из того, что новая цена на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика в силу условий заключенного между сторонами договора подлежит согласованию.

Вместе с тем практика рассмотрения аналогичных споров на уровне федеральных окружных судов свидетельствует о диаметрально противоположных подходах к рассматриваемому вопросу.

В одном случае окружные суды исходят из положений статей 422, пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий конкретных договоров, деля вывод о необходимости соглашения между взаимодействующими операторами об изменении цены на услуги.

В другом случае окружные суды исходят из публичного характера договора и необходимости установления одинаковых условий о цене для всех потребителей услуг оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, с учетом того обстоятельства, что уполномоченным органом с определенной даты установлены предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а также из смысла статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оказанные услуги подлежат оплате по факту их предоставления.

Судебная коллегия полагает необходимым передать дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях установления единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права по данной категории споров.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Передать в Президиум Высшего Арбитражного Российской Федерации области дело N А42-72/2007 Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2008 по указанному делу.

Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления и прилагаемых к нему документов.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта до 07.08.2008.



Председательствующий судья
Р.Г.Балахничева

Судья
Л.Г.Воронцова

Судья
Н.А.Ксенофонтова


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда РФ
www.arbitr.ru (сканер-копия)

по состоянию на 22.09.2008