ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 6 августа 2008 года N 313
Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росприроднадзора от 2 октября 2009 года N 292
____________________________________________________________________
В связи с изменением полномочий Росприроднадзора согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" и в целях совершенствования организации планирования деятельности Росприроднадзора по обеспечению комплексного государственного контроля в Области природопользования и охраны окружающей среды (далее - контрольно-надзорной деятельности)
приказываю:
1. Утвердить Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Временный регламент) согласно приложению.
2. Начальникам управлений центрального аппарата Росприроднадзора оказывать территориальным органам методическое руководство при осуществлении планирования контрольно-надзорной деятельности.
3. Организационно-аналитическому управлению (Куржиямский М.Ю.) обеспечить:
сбор, свод и корректировку проектов планов контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора в порядке, установленном Временным регламентом; направление утвержденных планов в территориальные органы Росприроднадзора для исполнения.
4. Руководителям территориальных органов Росприроднадзора принять к исполнению, руководствоваться в своей деятельности Временным регламентом.
5. Признать утратившими силу приказы Росприроднадзора от 27.11.2007 N 483 "Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов" и от 19.12.2007 N 540 "О внесении изменений во Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
В.В.Кириллов
ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
организации планирования контрольно-надзорной деятельности
Росприроднадзора и его территориальных органов
Регламентация планирования контрольно-надзорной деятельности обусловлена основной задачей Росприроднадзора, которая заключается в обеспечении комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды.
Временный Регламент (далее - Регламент) разработан в целях методического обеспечения планирования деятельности Росприроднадзора по государственному контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также обеспечения целевого расходования средств федерального бюджета на контрольно-надзорную деятельность в соответствии с основными направлениями административной реформы и положениями Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400.
Данный документ не регламентирует планирование ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пункта 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400.
Настоящий Регламент устанавливает единые подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды Росприроднадзора и его территориальных органов.
1. Основными принципами осуществления планирования являются:
1.1. скоординированность и комплексность действий с иными контрольными органами;
1.2. планирование территориальными органами Росприроднадзора контрольно-надзорных мероприятий осуществляемым в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400;
1.3. непрерывность осуществления контроля и надзора;
1.4. профессионализм проверяющих;
1.5. неотвратимость наказания виновников, допустивших нарушения;
1.6. соразмерность нарушений и принимаемых мер воздействия к нарушителям;
1.7. обязательное расследование инцидентов, связанных с нарушениями, с последующим их анализом, разработкой соответствующих мер и корректировкой, при необходимости, нормативных и технических документов;
1.8. гласность результатов проводимых проверок с сохранением государственной и служебной тайны, а также коммерческой тайны проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
1.9. единая методология проведения контроля, общая информационная база, обеспечивающая доступ к информации, не представляющей государственную тайну;
1.10. эффективная организация обратной связи, позволяющей установить непрерывный контроль за состоянием подконтрольного объекта;
1.11. результативность и экономичность запланированных контрольно-надзорных мероприятий (обоснованность затрат на выездные контрольно-надзорные мероприятия и соответствие затрат результатам контрольно-надзорной деятельности).
1.12. ежегодная инвентаризация подконтрольных объектов, ведение и регулярное обновление базы данных подконтрольных объектов по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
2. Для целей Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов используются следующие понятия:
подконтрольный объект - хозяйствующий субъект (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, физические лица), использующий в хозяйственной и иной деятельности объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду;
подконтрольными объектами в части, относящейся к компетенции Росприроднадзора, являются также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им в соответствии с федеральными законами полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
объектами хозяйственной и иной деятельности данного хозяйствующего субъекта, подлежащими проверке, являются объекты, используемые указанными хозяйствующими субъектами и связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду (находящиеся в собственности или в пользовании на основании договора, лицензии, разрешения, иного документа, а также арендуемые объекты);
контрольно-надзорные мероприятия - контрольные проверки (проверки) подконтрольных объектов на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в рамках компетенции Росприроднадзора.
3. Территориальные органы Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации (далее - управления) осуществляют планирование контрольно-надзорных мероприятий в виде комплексных или целевых проверок в соответствии с полномочиями Росприроднадзора.
Планы контрольно-надзорных мероприятий в части мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне, за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе согласовываются с соответствующей дирекцией по техническому обеспечению надзора на море.
4. В случае, если хозяйствующий субъект использует в хозяйственной и иной деятельности более одного объекта, связанного с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, и указанные объекты расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации, планирование контрольно-надзорных мероприятий осуществляется департаментом и/или центральным аппаратом Росприроднадзора, исходя из информации о перечне подконтрольных объектов, предоставленной территориальными органами.
В случае, если указанные объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, расположены на территории более одного федерального округа, предложения о включении такого контрольно-надзорного мероприятия в План представляются департаментом (департаментами) в центральный аппарат Росприроднадзора для принятия решения и утверждения соответствующего плана.
5. Территориальные органы Росприроднадзора по федеральным округам Российской Федерации (далее - департаменты) осуществляют планирование контрольно-надзорных мероприятий по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в план управлений соответствующего федерального округа путем планирования непосредственного участия в проводимой управлением проверке с соответствующим включением их в проекты планов департаментов, а также контрольно-надзорных мероприятий в случаях, указанных в пункте 4 настоящего Временного регламента.
При рассмотрении проектов планов управлений, до их утверждения, департамент может включить в планы управлений контрольно-надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
6. Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет планирование контрольно-надзорных мероприятий по государственному контролю и надзору по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в планы территориальных органов Росприроднадзора путем планирования непосредственного участия в проводимых ими проверках. Центральный аппарат Росприроднадзора может включать в план контрольно-надзорных мероприятий проведение самостоятельных контрольных проверок в отношении подконтрольных объектов, не включенных в планы территориальных органов, а также контрольно-надзорных мероприятий в случаях, указанных в пункте 4 настоящего Временного регламента.
В ходе подготовки проектов планов территориальных органов Росприроднадзора (управлений и департаментов) центральный аппарат Росприроднадзора может включить в планы контрольно-надзорных мероприятий соответствующих территориальных органов контрольно-надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
7. В целях регламентации осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
руководитель Росприроднадзора утверждает планы контрольно-надзорной деятельности центрального аппарата Росприроднадзора (далее - план ЦА) и планы контрольно-надзорной деятельности управлений и департаментов (далее - планы ТО и ДФО);
руководитель департамента согласовывает планы контрольно-надзорной деятельности управлений соответствующего федерального округа (далее - планы ТО).
8. При планировании контрольно-надзорной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ, в части проведения планового контрольно-надзорного мероприятия в отношении подконтрольного объекта не более чем один раз в два года (за исключением мероприятий по государственному надзору и контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, переданных им в соответствии с федеральными законами Российской Федерации), а в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не более чем один раз в три года.
9. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителя Росприроднадзора и руководителей территориальных органов Росприроднадзора, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля и надзора.
10. Контрольно-надзорные мероприятия могут быть плановыми или внеплановыми, целевыми и комплексными.
11. Плановые проверки - проверки, проводимые в соответствии с планами на текущий год, утвержденными приказами Росприроднадзора и департаментов в установленном порядке.
Внеплановые проверки - проверки, проводимые на основании приказов (распоряжений) Росприроднадзора и его территориальных органов в случаях, указанных пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
12. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в соответствии с действующим законодательством подлежит деятельность подконтрольного объекта (юридического или физического лица) при выявлении в результате планового контрольно-надзорного мероприятия допущенных нарушений природоохранного законодательства.
В текущем году такие контрольно-надзорные мероприятия являются внеплановыми.
При планировании контрольно-надзорной деятельности на следующий год, проверки подконтрольных объектов на предмет исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в текущем году, включаются в планы контрольно-надзорных мероприятий с обязательной оговоркой "на предмет исполнения предписания, выданного в _____ году".
Целевые проверки могут проводиться только для проверки исполнения ране выданных предписаний.
Комплексные проверки проводятся по нескольким видам государственного контроля и надзора.
По составу затрат и характеру работ проверки подразделяются на камеральные и выездные (с выездом на место проверок) или могут состоять из камерального и выездного этапов.
Вид контрольной проверки (целевая или комплексная) определяется соответствующим приказом (распоряжением) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении конкретного контрольно-надзорного мероприятия за подписью руководителя Росприроднадзора или руководителя территориального органа Росприроднадзора, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля и надзора.
13. В целях планирования осуществляется выбор приоритетных подконтрольных объектов на плановый период (год).
Выбор следует делать по результатам анализа контрольно-надзорных мероприятий, осуществленных в текущем году (предшествующем планируемому).
Кроме того, в ходе планирования контрольно-надзорной деятельности целесообразно учитывать экономическую значимость каждого планируемого к проверке подконтрольного объекта для экономики субъекта Российской Федерации, в том числе с точки зрения характера и объемов используемых им природных ресурсов, воздействия его на окружающую среду и степени обеспечения им требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
14. При подготовке проектов планов на следующий плановый период следует учитывать результаты прошлых лет в части соотношений плановых и внеплановых проверок.
15. Критерии приоритетности выбора подконтрольных объектов для контрольно-надзорных мероприятий должны исходить в первую очередь из характера природопользования и степени их воздействия на окружающую среду.
При выборе приоритетных объектов для включения в план контрольно-надзорной деятельности рекомендуется руководствоваться следующими общими критериями:
истечение двухлетнего срока с момента завершения последнего планового мероприятия по контролю, проведенного в отношении подконтрольного объекта;
истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, выданного в отношении подконтрольного объекта;
предложения иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, международных организаций и граждан; сообщения средств массовой информации, содержащие сведения о фактах нарушения природоохранного законодательства либо о наличии причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений, а также официальные доказательства, подтверждающие указанные сведения, полученные в период, предшествующий плановому;