Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представить данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву.
Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.Лебедев
Секретарь
Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.Демидов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 330, ст.1792; 1993, N 17, ст.606; 1993, N 17, ст.607; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2399; 1999, N 29, ст.3690; 2000, N 26, ст.2736; 2001, N 51, ст.4834; 2004, N 35, ст.3607) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 20.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 20.1. Профессиональная подготовка и поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи
1. Судья федерального суда, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки в суде составляет до одного года с сохранением заработной платы на период обучения и стажировки.
Порядок и сроки прохождения обучения и стажировки устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Период прохождения обучения и стажировки в суде включается в стаж работы в должности судьи.
Судье федерального суда, впервые назначенному на должность, по результатам прохождения обучения и стажировки присваивается квалификационный класс.
2. В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, федеральный судья обязан один раз в три года проходить повышение квалификации.
Повышение квалификации федеральных судей осуществляется в формах обучения в Российской академии правосудия или стажировки в судах с сохранением заработной платы на период обучения или стажировки.
Порядок и сроки прохождения повышения квалификации федеральных судей устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации федеральных судей осуществляются за счет средств федерального бюджета.
4. Порядок и сроки прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации судей судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрен иной порядок вступления в силу.
2. Положения пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.
Президент
Российской Федерации
Д.А.Медведев
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" направлен на повышение профессионального уровня отечественного судейского корпуса.
Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, учитывая мировые и национальные правотворческие и правоприменительные процессы, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в международном и российском праве, тенденциях развития юридической, в частности, судебной практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией.
В связи с этим и в целях повышения профессионального уровня судейского корпуса предлагается установить, что гражданин, впервые назначенный на должность федерального судьи, проходит профессиональную подготовку для работы в этой должности. Предполагается, что профессиональная подготовка будет состоять из двух этапов. Первый этап - обучение в Российской академии правосудия (до 6 месяцев). Второй этап - практическая стажировка в суде по месту будущей работы судьи и вышестоящих судах (до 6 месяцев).
Прохождение профессиональной подготовки предусматривается сразу после назначения гражданина на должность судьи. В этот период судья будет получать установленную заработную плату (денежное содержание).
Для работы в суде на период подготовки вновь назначенных судей могут привлекаться судьи, находящиеся в отставке, в порядке ст.7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Законопроект направлен также на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей в форме специализированного обучения, различных семинаров, стажировок и в других формах повышения квалификации, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", иными нормативными правовыми актами.
Обучение предполагается осуществлять в специализированном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская академия правосудия", созданном в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 года N 528 и постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года N 119.
Повышение квалификации может осуществляться также в форме стажировок в судах.
Представленный законопроект предусматривает осуществление профессиональной подготовки и повышение квалификации федеральных судей за счет средств федерального бюджета.
Введение системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, предусмотренное законопроектом, не потребует внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. Действующие законы, определяющие порядок организации и деятельности судов, уже предусматривают обязанность председателей судов и председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечивать повышение квалификации судей (пункт 7 части 1 статьи 26, пункт 8 статьи 37, пункт 9 статьи 49, пункт 6 части 1 статьи 67 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", пункт 2 статьи 44 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об образовании дают правовую основу для реализации программ дополнительного образования (прежде всего именно в рамках этих программ и будут осуществляться как профессиональная подготовка впервые назначенных на должность судей, так и повышение квалификации судей).
Проектом Закона предусматривается, что он вступает в силу со дня официального опубликования.
Вместе с тем профессиональная подготовка граждан, впервые назначенных судьями, должна начаться с 1 января 2011 года.
Такой поэтапный порядок введения в действие положений закона о профессиональной подготовке предусматривается в целях обеспечения непрерывности пополнения судейского корпуса, удовлетворения потребности судов в судейских кадрах.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование составлено исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, продолжительности специализированных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также норм площади, необходимой для обеспечения учебного процесса (СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения").
Численность должностей судей судов общей юрисдикции страны составляет 23297 единиц.
Численность должностей судей арбитражных судов составляет 4083 единицы.
Законопроектом предусматривается повышение квалификации действующих судей один раз в три года посредством обучения в Российской академии правосудия как их обязанность.
Исходя из численности судейского корпуса в 27380 единиц и программ повышения квалификации продолжительностью 3 недели, ежегодно должно обучаться 9126 человек.
При этом постоянно в Академии (г.Москва) необходимо обучать 760 человек (9126 чел.:12 потоков).
Проектом закона предусматривается прохождение судьями, впервые назначенными на должность, профессиональной подготовки в форме обучения в Российской академии правосудия продолжительностью 6 месяцев.
В настоящее время 3872 должности всех судей вакантные, кроме того, по различным причинам ежегодно прекращают судейские полномочия до 7% судейского корпуса - это еще 1917 должностей, подлежащих замещению (7% от 27380 = 1917). Всего за 5 лет необходимо подготовить 13457 человек.
При планомерном укомплектовании должностей судей требуется ежегодная подготовка не менее 2600 человек (13457:5).
Таким образом, в Российской академии правосудия на постоянной основе должны проходить профессиональную подготовку 1300 человек (2600:2) из них в г.Москве - 300 чел. и в 10 региональных филиалах 1000 чел. (по 100 чел. в 1 филиале).
Следовательно, для обеспечения судебной системы страны высококвалифицированными судейскими кадрами требуется одновременное обучение на постоянной основе в Российской академии правосудия 2060 судей, из них повышение квалификации - 760 судей и профессиональная подготовка - 1300 судей (приложение N 1).
В настоящее время Российская академия правосудия с сетью из 10 межрегиональных филиалов охватывает все регионы России.
Академией накоплен большой теоретический и практический опыт по организации и проведению учебного процесса переподготовки и повышения квалификации действующих судей, ориентированного на судебную практику. Штатная численность Академии составляет 1450 единиц, в т.ч. 777 работников относятся к профессорско-преподавательскому составу (59%), из них имеют ученую степень: доктора наук - 108 и кандидата наук - 129 человек, ученое звание: профессор - 85 и доцент - 196 человек.
Для обеспечения эффективной деятельности Российской академии правосудия с сетью межрегиональных филиалов требуется укрепление и развитие ее учебно-материальной базы.
В первую очередь это обеспечение достаточным количеством площадей для учебного процесса и временного проживания слушателей из числа судей, находящихся на обучении.
Исходя из численности обучаемых и норм площади Академии необходимо 56790 кв.м площадей (приложение N 2), в том числе в г.Москве - 31290 кв.м и в регионах 25500 кв.м (по 2550 кв.м для 1 филиала).
Из находящихся в оперативном управлении Академии зданий федерального имущественного фонда 15410 кв.м пригодны и используются под учебный процесс, а здания общей площадью 41380 кв.м находятся в недостроенном, аварийном состоянии, подвергаются естественному разрушению и требуют завершения строительства или реконструкции в зависимости от их состояния.
Общая потребность в капитальных вложениях для освоения 41380 кв.м площадей в течение 2 лет, из расчета усредненных затрат на 1 кв.м (в ценах 2008 года) - 33,9 тыс.руб., требуется 1402,8 млн.рублей в том числе 1-й год - 463,0 млн.рублей и 2-й год - 939,8 млн.рублей.
Для оснащения указанных площадей мебелью, компьютерами, оргтехникой, столовым, кинофототелеоборудованием и другими основными средствами необходимо 180,0 млн.рублей, в том числе 1-й год - 50,0 млн.рублей и 2-й год - 130,0 млн.рублей.
Информатизационная система и доукомплектование библиотечного фонда Академии и филиалов предполагает оснащение компьютерных классов, оборудование телецентра для выпуска учебно-практических и DVD фильмов, создание систем дистанционного обучения и информатизационного взаимодействия Академии с судебными органами, электронной библиотеки и пополнение библиотечного фонда.
Эти взаимосвязанные работы направлены на слияние с создаваемой целостной информационно-телекоммуникационной средой судебной власти.
Потребность составляет 157,0 млн.рублей, в том числе 1-й год - 65,0 млн.рублей и 2-й год - 92,0 млн.рублей.
Общие затраты бюджетных средств для завершения создания системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей в течение двух лет составляют 1739,8 млн.рублей в том числе 1-й год - 578,0 млн.рублей, 2-й год - 1161,8 млн.рублей.
Реализация мероприятий по укреплению научного потенциала судебной власти и развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей Российской Федерации обеспечит:
- повышение эффективности работы судов;
- создание организационно-правовых, информационных и иных условий для более полного обеспечения судебной защиты прав и законных интересов граждан;
- своевременную подготовку судей, обладающих необходимыми для отправления правосудия теоретическими знаниями и практическими навыками;