ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2008 года N 803

Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)*

(с изменениями на 27 сентября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 года N 953 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 22.12.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2010 года N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 29.11.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 года N 141 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 25.02.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 232 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 года N 262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2015, N 0001201503260014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1307 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2015, N 0001201512080021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2023, N 0001202309290037).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (далее - Правила).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577. - См. предыдущую редакцию)

2. В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установить, что Министерство финансов Российской Федерации имеет право в пределах сумм, определенных Программой государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2008 год, предоставлять в 2008 году государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн.долларов США, по каждой государственной гарантии Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577. - См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившим силу пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 года N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48, ст.6000).

5. Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" выполнять функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления, сопровождения, администрирования и исполнения государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Правилами (за исключением случаев, когда государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" является бенефициаром по указанным государственным гарантиям Российской Федерации), в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, обязательств принципалов, поручителей (гарантов) и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникших в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, а также по вопросам анализа финансового состояния и взыскания задолженности указанных лиц.

В случае если государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" является бенефициаром по государственным гарантиям Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), указанные в абзаце первом настоящего пункта функции агента Правительства Российской Федерации в отношении таких государственных гарантий Российской Федерации выполняет публичное акционерное общество "Промсвязьбанк".

(Пункт дополнительно включен с 3 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 года N 262; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577. - См. предыдущую редакцию)

6. Пункт дополнительно включен с 16 декабря 2015 года  постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1307; утратил силу с 7 октября 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1577. - См. предыдущую редакцию

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 ноября 2008 года N 803
(В редакции, введенной в действие
с 7 октября 2023 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 сентября 2023 года N 1577
. -
См. предыдущую редакцию)

Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)


I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления в 2023 году государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации или иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (далее - государственные гарантии), а также порядок и условия исполнения обязательств по государственным гарантиям.

2. В соответствии с настоящими Правилами государственные гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств:

а) российских экспортеров по кредитам (в части возврата суммы кредита (погашения основного долга) и (или) уплаты процентов за пользование кредитом), привлеченным российскими экспортерами в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на цели производства промышленной продукции (товаров, работ, услуг), поставляемой ими на экспорт;

б) Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество) (далее - акционерное общество РОСЭКСИМБАНК) по кредитам, привлекаемым акционерным обществом РОСЭКСИМБАНК в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на цели поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом;

в) российских экспортеров промышленной продукции (товаров, работ, услуг) по договорам о предоставлении банковских гарантий (тендерных, авансовых, исполнения экспортных контрактов), заключенным акционерным обществом РОСЭКСИМБАНК с российскими экспортерами, в части обязательств по удовлетворению регрессных требований акционерного общества РОСЭКСИМБАНК к российским экспортерам, возникших в связи с исполнением акционерным обществом РОСЭКСИМБАНК банковских гарантий, предоставленных в обеспечение исполнения соответствующих обязательств российских экспортеров;

г) акционерного общества РОСЭКСИМБАНК по его банковским гарантиям (тендерным, авансовым, исполнения экспортных контрактов), предоставленным в обеспечение исполнения соответствующих обязательств российских экспортеров промышленной продукции (товаров, работ, услуг).

3. Агенты (агент), привлекаемые (привлекаемый) Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в целях предоставления государственных гарантий, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий, взыскания задолженности (далее - агент Правительства Российской Федерации), в том числе осуществляют (осуществляет):

а) проверку и анализ документов, представленных в соответствии с настоящими Правилами, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на наличие в указанных документах положений, которые могут ущемлять интересы и (или) права Российской Федерации как гаранта, проверку выполнения установленных настоящими Правилами условий предоставления государственных гарантий, иные функции (полномочия), установленные настоящими Правилами, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации заключений, указанных в пункте 35 настоящих Правил;

б) оформление (включая подписание уполномоченным должностным лицом агента Правительства Российской Федерации от имени Министерства финансов Российской Федерации на основании доверенности Министерства финансов Российской Федерации) договоров о предоставлении государственных гарантий, государственных гарантий, договоров (односторонних обязательств) об обеспечении исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалам, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственных гарантий (включая совершение в установленных случаях действий, направленных на государственную регистрацию (иную регистрацию) в установленном порядке сделок об обеспечении и (или) прав (перехода прав, обременения) по ним) (далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации), иных документов, связанных с предоставлением государственных гарантий;

в) ведение аналитического учета предоставленных государственных гарантий, обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, и иных связанных с ними обязательств (в зависимости от вида государственных гарантий), денежных обязательств принципалов и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникших в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий, предоставлением обеспечения регрессных требований Российской Федерации;

г) предоставление от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации в порядке, установленном настоящими Правилами и договорами о предоставлении государственных гарантий, согласия на внесение изменений в обязательства, обеспеченные государственными гарантиями, и иные связанные с ними обязательства (в зависимости от вида государственных гарантий);

д) в случае установления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения лицами, указанными в соответствующем разделе настоящих Правил (в зависимости от вида государственных гарантий), обязательств предварительно согласовывать с агентом Правительства Российской Федерации, действующим от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации, внесение изменений в обязательства, обеспеченные государственными гарантиями, и иные связанные с ними обязательства (в зависимости от вида государственных гарантий) -подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней мотивированных заключений о наступлении обстоятельств (случаев), являющихся основанием для отзыва государственных гарантий и одностороннего отказа Министерства финансов Российской Федерации от исполнения договоров о предоставлении государственных гарантий;

е) мониторинг (анализ) финансового состояния принципалов - юридических лиц и юридических лиц, предоставивших в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в обеспечение регрессных требований Российской Федерации банковские гарантии или поручительства, - после предоставления государственных гарантий в течение срока действия государственных гарантий, договоров о предоставлении государственных гарантий, банковских гарантий и договоров поручительства не реже одного раза в год. По итогам мониторинга (анализа) агент Правительства Российской Федерации осуществляет подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений. Указанный мониторинг (анализ) финансового состояния юридических лиц осуществляется в порядке, установленном агентом Правительства Российской Федерации. В целях проведения мониторинга (анализа) финансового состояния юридических лиц агент Правительства Российской Федерации вправе запрашивать все необходимые документы;

ж) мониторинг достаточности и соответствия предоставленного в пользу Российской Федерации обеспечения регрессных требований Российской Федерации требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, - после предоставления государственных гарантий в течение срока действия государственных гарантий, договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров (односторонних обязательств) об обеспечении регрессных требований Российской Федерации. По итогам мониторинга агент Правительства Российской Федерации осуществляет подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации не реже одного раза в год соответствующих заключений;

з) мониторинг (в том числе на основании отчетов (сведений), указанных в подпункте "н" настоящего пункта) обстоятельств, влекущих возникновение, исполнение в полном объеме или в какой-либо части, изменение (в том числе сокращение объема) и прекращение в полном объеме или в какой-либо части обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, и иных связанных с ними обязательств (в зависимости от вида государственных гарантий), отзыв и прекращение государственных гарантий - после предоставления государственных гарантий в течение срока действия государственных гарантий, договоров о предоставлении государственных гарантий. По итогам мониторинга агент Правительства Российской Федерации осуществляет подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих отчетов (сведений) ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

и) анализ предъявленных Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требований об исполнении государственных гарантий (с учетом дополнений к требованиям) с прилагаемыми к ним документами на предмет обоснованности и соответствия условиям государственных гарантий указанных требований и прилагаемых к ним документов, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации заключений, указанных в пункте 50 настоящих Правил, а в случаях, указанных в пункте 52 настоящих Правил, - направление бенефициарам уведомлений об отказе в удовлетворении требований об исполнении государственных гарантий;

к) предъявление от имени и по поручению Министерства финансов Российской Федерации регрессных требований Российской Федерации к принципалам, требований к лицам, предоставившим обеспечение регрессных требований Российской Федерации, осуществление действий по обращению взыскания на имущество, переданное в залог Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации;

л) меры по возврату (взысканию) задолженности принципалов, поручителей, банков-гарантов, залогодателей и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникшей в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий, предоставлением обеспечения регрессных требований Российской Федерации;

м) определение в установленном им порядке доли промышленной продукции (товаров, работ, услуг) либо ее компонентов российского происхождения при осуществлении российскими экспортерами экспорта из Российской Федерации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), экспорта из иных стран промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения, подготовку соответствующих заключений, содержащих однозначные выводы об указанной доле;

н) контроль в установленном им порядке за исполнением и прекращением в полном объеме или в какой-либо части обязательств российских экспортеров и импортеров по экспортным контрактам (по поставке и оплате промышленной продукции (товаров, работ, услуг) соответственно), обязательств российских экспортеров, возникших в связи с их участием в тендерах (в зависимости от вида государственных гарантий), контроль за изменением условий экспортных контрактов, которое влечет изменение суммы или валюты обязательств импортеров по экспортным контрактам, сроков поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг), качественных и (или) количественных характеристик (включая наименование, ассортимент, количество) промышленной продукции (товаров, работ, услуг), подготовку соответствующих отчетов (сведений) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Агент Правительства Российской Федерации, выполняющий функции, указанные в подпунктах "а" - "л" пункта 3 настоящих Правил, для целей настоящих Правил именуется "агент по государственным гарантиям".

Агент Правительства Российской Федерации, выполняющий функции, указанные в подпунктах "м" и "н" пункта 3 настоящих Правил, для целей настоящих Правил именуется "агент по экспортным сделкам".

Функции, указанные в пункте 3 настоящих Правил, могут выполняться одним агентом Правительства Российской Федерации.

5. Для целей настоящих Правил под импортером понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющее местонахождение за пределами территории Российской Федерации, заключившее договор поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (экспортный контракт) с российским экспортером.

Для целей настоящих Правил под российским экспортером понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившее договор поставки промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (экспортный контракт) с импортером, а при предоставлении государственных гарантий, указанных в разделе II настоящих Правил, - также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее поставку промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на экспорт по договору комиссии.

6. Для целей настоящих Правил под экспортом промышленной продукции (товаров, работ, услуг) понимается:

а) экспорт из Российской Федерации товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, согласно утверждаемому Правительством Российской Федерации перечню промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, а также экспорт из иных стран указанных товаров, произведенных в рамках международной кооперации и содержащих компоненты российского происхождения (страной происхождения которых является Российская Федерация);

б) экспорт из Российской Федерации работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими экспортерами и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров по экспортным контрактам, при условии, что конечными потребителями указанных работ и услуг являются импортеры, а также экспорт из иных стран указанных работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими экспортерами при экспорте промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения.

7. При экспорте из Российской Федерации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также при экспорте из иных стран промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения (страной происхождения которых является Российская Федерация), российское происхождение промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российское происхождение компонентов в составе промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации, определяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8. Для целей предоставления государственных гарантий (за исключением государственных гарантий, указанных в разделах II и III настоящих Правил) при экспорте из Российской Федерации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), при экспорте из иных стран промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной в рамках международной кооперации и содержащей компоненты российского происхождения, доля экспортируемой промышленной продукции (товаров, работ, услуг) либо ее компонентов российского происхождения должна составлять не менее 30 процентов стоимости поставляемой по экспортным контрактам промышленной продукции (товаров, работ, услуг).

9. Государственная гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется государственная гарантия, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) удовлетворительное финансовое состояние принципала;

в) предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, обеспечения регрессных требований Российской Федерации.

10. Государственная гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, который находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

11. По государственным гарантиям Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями.

12. Государственные гарантии предоставляются в валюте, в которой выражены обязательства, обеспечиваемые государственными гарантиями (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте).

Исполнение государственных гарантий осуществляется в валюте Российской Федерации. Если государственная гарантия предоставлена в иностранной валюте, для целей составления требования бенефициара об исполнении такой государственной гарантии и исполнения обязательств по ней сумма обеспечиваемых государственной гарантией неисполненных (просроченных) денежных обязательств принципала перед бенефициаром, выраженных в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации. В этом случае требуемая к уплате по государственной гарантии (указываемая в требовании бенефициара об исполнении государственной гарантии) сумма обеспечиваемых государственной гарантией неисполненных (просроченных) денежных обязательств принципала перед бенефициаром, выраженных в иностранной валюте, пересчитывается исходя из установленного Центральным банком Российской Федерации на дату предъявления Российской Федерации (гаранту) требования бенефициара об исполнении государственной гарантии официального курса соответствующей иностранной валюты, в которой выражены указанные денежные обязательства принципала перед бенефициаром, по отношению к валюте Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»