Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2008 года N ГКПИ08-1540


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подп."б, в" п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, и подп.3, 5 п.1 приложения N 2 к Правилам, поскольку нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что оспариваемые положения незаконно возлагают обязанность по внесению платы потребителем даже в случае, если он фактически не проживает в жилом помещении, так как оспариваемыми Правилами предусмотрена корректировка размера платы за коммунальные услуги и расчет пропорционально количеству прожитых дней, кроме того, оспариваемые положения не противоречат ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"]

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 года N КАС08-695 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А.Емышевой, при секретаре Е.Н.Бараненко, с участием прокурора Л.Ф.Масаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбакова Валерия Федоровича о признании частично недействующими подпунктов "б, в" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 и подпунктов 3, 5 пункта 1 приложения N 2 к Правилам,

установил:


Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях "Российская газета", N 115, 01.06.2006, "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст.2501.

Пунктом 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 1 приложения N 2 к Правилам определено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

3) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:

,                  (3)


где:

- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в  i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб.м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

5) размер платы за газоснабжение в i-том жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (руб.) определяется по формуле:

,             (5)


где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в i многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);

- норматив потребления газа на отопление жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, в том числе подсобных помещений жилого дома, включая помещения для содержания домашнего скота, бани и теплицы, установленный на единицу площади помещения (куб.м/кв.м в месяц);

- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);

- норматив потребления газа на приготовление пищи (куб.м в месяц на 1 чел.);

- норматив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (куб.м в месяц на 1 чел.);

- тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./куб.м).

Рыбаков В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими подпункты "б, в" пункта 19 Правил и подпункты 3, 5 пункта 1 приложения N 2 к Правилам в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета.

При этом заявитель ссылается на то, что установленный данными положениями расчет размера платы за коммунальные услуги на каждого проживающего (зарегистрированного) в жилом помещении противоречит Федеральному закону от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку, по его мнению, регистрация в жилом помещении не может являться основанием возникновения жилищных отношений и основанием законного проживания гражданина в данном жилом помещении, т.к. данное право возникает только на основании права собственности или договора социального найма.

Как указывает заявитель, он является собственником жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают иные лица, не являющиеся членами его семьи, оспариваемые Правила, по его мнению, незаконно возлагают обязанность по оплате коммунальных услуг на этих лиц.

Рыбаков В.Ф. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 21 августа 2008 года СС-П9-5147).

В суде представители заинтересованного лица Правительства РФ Акопян Г.Л., Екимова Н.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Акопяна Г.Л., Екимовой Н.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п.1).

В соответствии с Правилами потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что лица, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, зарегистрированные в данном помещении и проживающие в нем, не должны оплачивать коммунальные услуги, поскольку они не являются участниками жилищных отношений.

В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению с момента возникновения права собственности на жилое помещение своевременной и полной платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ), которая включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч.2 ст.154 ЖК РФ).

При этом дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, а также бывшие члены семьи собственника, пользующиеся жилым помещением на основании решения суда, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (ч.3, 6, 7 ст.31 ЖК РФ).

Таким образом, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, которые наряду с собственниками являются потребителями коммунальных услуг.

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Разделом IV названных Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми нормативы холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения определяются из расчета на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 27-31).

Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что оспариваемые положения незаконно возлагают обязанность по внесению платы потребителем даже в случае, если он фактически не проживает в жилом помещении, поскольку оспариваемыми Правилами предусмотрена корректировка размера платы за коммунальные услуги и расчет пропорционально количеству прожитых дней (пункты 19, 20, 21, 23, 25 и 27).

Несостоятельным является довод заявителя о противоречии оспариваемых положений Правил Федеральному закону от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Пунктом 2 Правил установлено, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно статье 2 названного Закона применительно к жилому помещению, место пребывания - жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 указанного Закона в целях обеспечения условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что законными основаниями проживания в жилых помещениях являются право собственности, договор социального найма или вытекающее из них право членов семьи, является ошибочным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Таким образом, установленный оспариваемыми положениями Правил порядок определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение по формулам с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, не противоречит приведенным нормам федерального закона и не нарушает прав заявителя, поскольку предусматривает равные условия оплаты расхода коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для его потребителей в многоквартирных жилых домах, не имеющих приборов учета.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


Заявление Рыбакова Валерия Федоровича - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.Емышева




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка