Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года N 14167/07


[Суд признал расходы больницы на оказание медицинских услуг подлежащими финансированию в силу закона за счет средств РФ и взыскал их с казны РФ, поскольку расходы больницы подлежат компенсации государством, так как это прямо предусмотрено ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата, - казна - определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Ксенофонтовой Н.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.08.2007 по делу N А33-28041/2005 Арбитражного суда Красноярского края.

В заседании приняли участие представители:

от Военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Красноярска (ответчика) - Винник С.Ю.;

от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (третьего лица) - Андреева А.А.;

от Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Красноярского края, Сибирского военного округа (третьих лиц) - Винник С.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Ксенофонтовой Н.А., а также выступления представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Военному комиссариату Кировского района города Красноярска (в настоящее время - Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов города Красноярска; далее - военкомат) и Российской Федерации о взыскании субсидиарно 108505 рублей 42 копеек задолженности за медицинские услуги, оказанные по договору от 01.01.2005.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Сибирский военный округ, Военный комиссариат Красноярского края, Министерство обороны Российской Федерации, Агентство здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края.

Решением суда первой инстанции от 02.02.2007 в удовлетворении иска отказано.

Суд признал заключенный между больницей и военкоматом договор оказания услуг от 01.01.2005 ничтожным как противоречащий специальной правоспособности военкомата - бюджетного учреждения, принявшего на себя денежные обязательства, бюджетное финансирование которых в период образования задолженности не было предусмотрено.

Расходы на медицинские услуги, являвшиеся предметом упомянутого договора, суд счел подлежащими компенсации за счет средств обязательного медицинского страхования.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.05.2007 решение суда первой инстанции отменено. Суд апелляционной инстанции, согласившись с констатацией ничтожности договора, признал расходы больницы на оказание названных услуг подлежащими финансированию в силу закона за счет средств Российской Федерации и взыскал их из казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 16.08.2007 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции больница просит его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также право муниципальных учреждений здравоохранения на компенсацию понесенных затрат.

В отзыве на заявление Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддерживает требование больницы о взыскании спорной суммы с военкомата и - в субсидиарном порядке - с государства.

В отзыве на заявление Министерство финансов Российской Федерации просит оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения как законное и обоснованное.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.99 N 1372, на военные комиссариаты возложены задачи по организации и проведению мероприятий по постановке граждан на воинский учет и призыву на военную службу и обеспечению совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу (пункт 12 раздела II).

В целях выполнения названных задач в 2005 году на территории Кировского и Ленинского районов города Красноярска между районным военкоматом и больницей заключен договор об оказании медицинских услуг от 01.01.2005, согласно которому военкомат обязался оплачивать проведенное больницей стационарное обследование ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета.

Однако из-за отсутствия финансирования военкомат не оплатил оказанные больницей в 2005 году медицинские услуги, в связи с чем возник настоящий спор.

Исковое требование предъявлено из договора, но основанием возникновения обязанности военкомата по оплате медицинских услуг является не договор.

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.98 N 53-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.

Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует: выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Военкомату в 2005 году бюджетные средства на цели медицинского обследования призывников выделены не были.

Однако отсутствие финансирования не означает, что услуги больницы не должны быть оплачены. Это обстоятельство делает невозможным удовлетворение иска за счет военкомата исходя из условий его договора с больницей.

Несмотря на то, что договорные отношения военных комиссариатов с медицинскими учреждениями не предусмотрены Законом от 28.03.98 N 53-ФЗ, у судов не имелось оснований для признания договора от 01.01.2005 ничтожным, так как он законодательству не противоречит.

Расходы больницы подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом от 28.03.98 N 53-ФЗ.

Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата, - казна - определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.

Суд апелляционной инстанции правильно установил основание возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг - Закон от 28.03.98 N 53-ФЗ - и источник взыскания спорной суммы - казну Российской Федерации, поэтому его постановление следует оставить в силе.

Напротив, суд кассационной инстанции необоснованно поддержал выводы суда первой инстанции, исходившего из того, что расходы на медицинское обследование контингента военкомата должны погашаться больницей за счет поступающих ей средств обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.08.2007 по делу N А33-28041/2005 Арбитражного суда Красноярского края отменить.

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 02.05.2007 по тому же делу оставить без изменения.

Председательствующий
А.А.Иванов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Высшего Арбитражного Суда РФ

www.arbitr.ru

(сканер-копия)
по состоянию на 26.11.2008